Дистанция и боковой интервал

Расстояние и боковое расстояние

Согласно статье 2 Закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» эта безопасность обеспечивается в результате мероприятий, направленных на предупреждение причин дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий. Ключевое слово здесь — предупреждение.

Рассмотрим, как решается данная проблема на примере дорожно-транспортных происшествий (ДТП), происходящих в результате несоблюдения водителями дистанции и бокового интервала, что по статистике является одной из наиболее частых причин ДТП.

Соблюдения дистанции в законодательстве России

Каждому водителю наверняка знакома ситуация, когда автомобиль при движении на большой скорости отстает на расстояние нескольких метров, при этом водитель еще и мигает фарами и требует уступить дорогу. Любая нештатная ситуация в данном случае приводит к аварии, так как «висящий на хвосте» не имеет необходимого пространства для снижения скорости, а если таких водителей несколько, происходит массовая авария, ласково именуемая «поездом» (Рисунок 1):

Расстояние и боковое расстояние

В Правилах дорожного движения Российской Федерации (ПДД) есть пункт 9.10:

9.10. Водитель должен соблюдать дистанцию ​​до впереди идущего автомобиля, позволяющую избежать столкновения, а также необходимый боковой просвет для обеспечения безопасности движения.

Как мы видим, цифры в этом разделе не приводятся. Водитель должен сам определить эти значения и, более того, применить их на практике. Номера есть в экзаменационных билетах. Итак, вопрос 20 в билете 26 (категории A, B, M) выглядит следующим образом:

Минимальным расстоянием, необходимым при движении по сухим дорогам на легковом автомобиле, считается расстояние, которое автомобиль должен проехать не менее:

И даны варианты ответа — 1, 2 или 3 секунды. Правильный ответ — две секунды, а пояснение дается в поле комментария:

Безопасная дистанция — это расстояние, которое автомобиль может проехать за время реакции водителя и время работы тормозной системы. Время реакции водителя может варьироваться от 0,4 до 1,6 секунды, время срабатывания гидравлической тормозной системы может составлять от 0,1 до 0,4 секунды. То есть комфортным расстоянием для автомобилей можно считать расстояние, которое автомобиль проедет не менее чем за 2 секунды (1,6 + 0,4 = 2).

Кажется, ответ дан. Ну а если дорога не сухая или, сверх ожидаемого, обледенелая? И как определить это «расстояние двух секунд» в процессе движения?

По поводу межстраничного интервала в тикетах тоже есть вопросы, где ответ звучит так: интервал надо увеличить. Увеличение по сравнению с чем? Где цифры?

Примечание. О знаке 3.16 «Ограничение минимального расстояния» речи не идет, так как этот запрещающий знак устанавливается только в особых случаях — на ледовых переправах, при проведении дорожных работ, на участках дороги с ограниченной видимостью и т.п.

Но самое главное даже не это. Думаю, ни для кого не секрет, что основная часть российских водителей в процессе вождения не руководствуется ПДД и уж тем более не экзаменационными билетами. Они сосредоточены на наказании. Штрафа нет, значит нет и бана. И тому есть причины.

Если посмотреть основное руководство для инспекторов ГИБДД — Административный регламент, утвержденный приказом МВД от 23 августа 2017 N 664, то речь идет исключительно об административных правонарушениях и уголовных правонарушениях.

Проще говоря, предметом государственного надзора в сфере дорожного движения являются вообще не какие-либо нарушения правил дорожного движения, а только те, которые составляют административное правонарушение или преступление, за которые соответственно предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Естественно, суды руководствуются тем же. Если нормы административного или уголовного права, установленные КоАП и УК РФ, не предусматривают ответственности за то или иное нарушение правил дорожного движения, состава нет, а государство, как говорится, » умывает руки», оставляя поведение водителя на его усмотрение.

Самый простой и наглядный пример нарушения ПДД, не являющегося правонарушением, — это превышение скорости до 20 км/ч, за которое штрафа не предусмотрено.

Поэтому, заключает водитель, это разрешено, что мы и наблюдаем повсеместно на дорогах России. Вопрос о том, почему в таком случае необходимо писать об этом в ПДД (п. 10.1), оставим за рамками данной статьи и вернемся к теме.

Так какой штраф предусмотрен для водителей, нарушающих дистанцию ​​или боковой интервал? Ни в главе 12 КоАП РФ, ни, тем более, в УК РФ эти слова даже не встречаются. Единственная статья, имеющая отношение к вопросу, — 12.15 ч. 1 КоАП РФ:

1. Нарушение правил размещения транспортных средств на проезжей части дороги, проезда по встречной стороне дороги, а равно движения по обочинам либо пересечения организованных транспортных или пешеходных колонн либо занятия места в них —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Административные правонарушения с точки зрения объективной стороны делятся на материальные, когда имеют место вредные последствия противоправных действий и причинная связь между ними, и формальные, когда наличие или отсутствие таких последствий роли не играет.

Совершенно очевидно, что поскольку объективных критериев нарушения дистанции и боковых интервалов в ПДД нет, то и о формальных правонарушениях в данном случае не может быть и речи. Поэтому водитель, который «висит на хвосте», наказанию не подлежит.

Более того, при отсутствии штрафа нет смысла использовать технические средства для установления этого пропущенного правонарушения, как это делается, например, путем превышения скоростного режима, пересечения размеченных линий и т.п.

Даже скромный по нынешним меркам штраф в 1500 рублей может быть наложен на водителя только в том случае, если причиной аварии стало несоблюдение дистанции или бокового интервала. Как говорится, это «прецедентная» норма — случайностей нет, виноватых тоже нет. О каком предупреждении причин ДТП, предусмотренных законом, в таком случае может идти речь?

Вывод может быть только один: государство не считает этот вид правонарушения опасным для общества, но статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует об обратном.

Соблюдения дистанции в законодательстве Германии

Теперь посмотрим, как эта проблема решается в других странах, где статистические показатели во много раз лучше, чем у нас. Начнем с правил дорожного движения в Германии (StVO — Straßenverkehrs-Ordnung). В § 4 этого документа сказано (перевод с немецкого в статье сделан автором):

(1) Расстояние до впереди идущего транспортного средства, как правило, должно быть достаточным для остановки, если водитель этого транспортного средства неожиданно затормозит. В свою очередь, водитель впереди идущего транспортного средства не должен прибегать к экстренному торможению без уважительной причины.

Как видите, в этой части правила Германии не отличаются от ПДД РФ — все те же расплывчатые формулировки и никаких объективных показателей. А теперь давайте рассмотрим еще один документ, являющийся в какой-то мере аналогом главы 12 КоАП РФ — Bussgeldkatalog (каталог штрафов). И здесь самое серьезное внимание уделяется отступу и межстраничному интервалу:

Многие дорожно-транспортные происшествия можно предотвратить, соблюдая достаточную безопасную дистанцию. Если впереди идущее транспортное средство резко тормозит, столкновения можно избежать, если водитель выберет расстояние, близкое к максимально возможному тормозному пути.

Как правило, это помогает: безопасная дистанция должна быть не менее половины показания спидометра в метрах.

Несколько примеров для иллюстрации:

  • При скорости 50 км/ч водители должны соблюдать дистанцию ​​ок. 25 м от впереди идущего автомобиля.
  • При скорости 80 км/ч водители должны соблюдать дистанцию ​​ок. 40 м.
  • При скорости 100 км/ч водители должны соблюдать дистанцию ​​ок. 50 м.
  • При скорости 130 км/ч водители должны соблюдать дистанцию ​​ок. 65 м.
  • Скорость 100 км/ч равна 27,8 м/с, поэтому несложно догадаться, что речь идет об одном и том же «правиле двух секунд» с небольшой погрешностью.

    И далее в документе один из возможных способов определения этого расстояния на практике. Для этого на обочинах дорог вне населенных пунктов и на автомобильных дорогах устанавливаются специальные хорошо заметные указатели (разделители), расстояние между которыми обычно составляет 50 м. Эти разделительные линии служат ориентиром для водителей (рис. 2). Маркировка также может быть отмечена.

    Расстояние и боковое расстояние

    В документе не игнорируется боковой интервал: при нахождении впереди грузовых или легковых автомобилей необходимо выдерживать интервал не менее 1 метра, мотоциклов — 1,5 м, а в случае объезда стоящих школьных или маршрутных автобусов — даже 2 метра. Чем выше скорость, тем больше должно быть боковое расстояние.

    Поскольку в законодательстве ФРГ указываются числовые значения, вполне естественно, что это служит необходимым основанием для наложения штрафных санкций за нарушения. Эти штрафы показаны в таблице 1 «Штрафы за несоблюдение минимальной дистанции в Германии»:

    Ломать Хороший
    евро
    Число
    точка
    Лишение
    права
    управление
    На скорости до 80 км/ч
    25
    ..с созданием опасной ситуации тридцать
    .. с аварией 35
    При скорости выше 100 км/ч
    Расстояние менее 0,5 половины показания спидометра 75 один
    Расстояние менее 0,4 половины показания спидометра 100 один
    Расстояние менее 0,3 половины показания спидометра 160 2 1 месяц
    Расстояние менее 0,2 половины показания спидометра 240 2 2 месяца
    Расстояние менее 0,1 половины показания спидометра 320 2 3 месяца
    При скорости выше 130 км/ч
    Расстояние менее 0,5 половины показания спидометра 100 один
    Расстояние менее 0,4 половины показания спидометра 180 один
    Расстояние менее 0,3 половины показания спидометра 240 2 1 месяц
    Расстояние менее 0,2 половины показания спидометра 320 2 2 месяца
    Расстояние менее 0,1 половины показания спидометра 400 2 3 месяца

    Здесь следует отметить, что пенитенциарная система Германии отличается от российской. В частности, помимо обычных штрафов и лишения права управления транспортным средством, для каждого водителя учитываются штрафные баллы (баллы) в специальном федеральном реестре.

    Подобная система существовала в свое время и в Советском Союзе, и в Российской Федерации – баллы вносились в специальную карточку предупреждения в виде «дырок» (проколов), а позже – в виде записи, но в РФ его отменили (по мнению автора, совершенно напрасно). Для того, чтобы читатель понял смысл и «вес» этих баллов для водителя в Германии, хочу лишь отметить, что после накопления восьми баллов водитель лишается права управления автомобилем сроком на шесть месяцев.

    Штрафы за несоблюдение установленного межстраничного интервала в Германии выглядят так:

    Слишком маленький интервал страницы при продвижении — 30 евро;

    . при угрозе ребенку, инвалиду или пожилому человеку — 80 евро + 1 балл;

    ..с причинением телесных повреждений ребенку, инвалиду или пожилому человеку (если это не подлежит уголовной ответственности) — 100 евро + 1 балл.

    Сравнивать штрафы в Германии с российскими смысла особого нет, тем более что, как мы уже выяснили, сравнивать их не с чем. Поэтому сравним их с немецкими штрафами за превышение установленной скорости (таблица 2 «Штрафы за превышение установленной скорости в Германии на дорогах вне городской местности (в сельской местности штрафы более строгие)»):

    Выгода Хороший
    евро
    Число
    точка
    Лишение
    права
    управление
    .. до 10 км/ч 20
    … 11–15 км/ч 40
    … 16–20 км/ч 60
    … 21–25 км/ч 100 один
    … 26–30 км/ч 150 один 1 месяц
    31–40 км/ч 200 один 1 месяц
    … 41–50 км/ч 320 2 1 месяц
    … 51–60 км/ч 480 2 1 месяц
    … 61–70 км/ч 600 2 2 месяца
    .. более 70 км/ч 700 2 3 месяца

    Как видите, штрафы за несоблюдение дистанции и превышение скорости в Германии вполне сопоставимы. Это ясно свидетельствует о том, что в обоих случаях предпринимаются конкретные усилия по предотвращению несчастных случаев, вызванных этими нарушениями. Само собой разумеется, что для этого используются подходящие технические средства.

    Совсем другую картину мы видим в России. Штрафы за превышение скорости в нашей стране чуть ли не более существенны для водителя (разумеется, с учетом наших реалий).

    Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены штрафы до 5000 рублей и лишение права управления транспортными средствами на срок до одного года за данное правонарушение, а с января этого года предусмотрена даже уголовная ответственность за злостных повторителей по статье 2642 наказание по статье 2642 по этой статье — до трех лет лишения свободы, штраф до пятисот тысяч рублей и лишение права управления транспортным средством на срок до шести лет. Статья 1041 УК РФ теперь также предусматривает конфискацию транспортного средства за такие преступления. Ужас ужас.

    Правда, если нарушение зафиксировано камерой, речь идет только о штрафе в размере 5 000 рублей. В Германии такой «милости» нет, там штраф все равно платит владелец транспортного средства, поэтому нет смысла делить штрафы по тому, кто был за рулем.

    В контексте данной статьи интересно другое: при объективно равнозначных с точки зрения безопасности нарушениях ПДД в одном случае водитель уже подлежит уголовной ответственности, а в другом случае ответственности нет вообще. И мы говорим о профилактике переломов?

    Возможно, законодатель просто не в курсе, что расстояние можно контролировать и техническими средствами? В данном случае это напоминает анекдот про человека, который потерял кошелек с деньгами и ищет его под фонарем просто потому, что там легче. Для тех, кто в это верит, хочу сказать, что можно собирать деньги в бюджет и за несоблюдение дистанции и бокового интервала… При этом аварий будет меньше.

    Соблюдения дистанции в законодательстве США

    На этом можно было бы и закончить, но автор не может отказать себе в удовольствии совершить путешествие в другую страну — США. Не потому, что в теме есть что-то особенно значительное, а по причинам, так сказать, эстетического характера.

    Дело в том, что система обучения водителей в США существенно отличается от российской и даже немецкой. В частности, так называемая «теория» там преподается не по ПДД, которые написаны явно не для обывателей, а по учебникам. Учебники эти в каждом государстве разные, но объединяет их одно: они написаны простым языком, понятным каждому, и не содержат бесчисленных запретов, и, побоюсь этого слова, не угроз, а советов и рекомендаций. То есть они написаны примерно так, как опытный и доброжелательный водитель учил бы новичка: так делай, а так не делай. И не потому, что это будет наказано, а потому, что это небезопасно.

    Поэтому давайте посмотрим, что там говорится о предмете статьи. Возьмем в качестве примера Калифорнийское руководство для водителей. Он примечателен тем, что доступен на целых девяти языках, включая русский, а потому не требует перевода. Так, в главе под названием «Визуальный контроль» сказано:

    Не держись! Многие водители держатся слишком близко к идущему впереди транспортному средству (висят на хвосте) и поэтому не могут обеспечить необходимую видимость перед собой, так как идущее впереди транспортное средство блокирует его.

    Чем больше расстояние между вами и впереди идущим автомобилем, тем больше времени у вас есть, чтобы распознать потенциальную опасность и избежать ее.

    Если автомобиль пытается пересечь полосу движения прямо перед вами, уберите ногу с педали акселератора. Это позволит сохранить достаточную дистанцию ​​между вами и транспортным средством перед вами и избавит вас от необходимости резко тормозить или сворачивать в другую полосу движения.

    причиной большинства наездов сзади является встречное движение. Чтобы избежать этого, используйте правило трех секунд. Когда транспортное средство перед вами проезжает определенную точку, например дорожный знак, вы отсчитываете: «тысяча один, тысяча два, тысяча три». На произнесение этих цифр уходит около 3 секунд. Если вы пройдете тот же объект, не закончив обратный отсчет, вы слишком близко.

    Необходимо иметь запас в 4 секунды и более в следующих случаях.

    Автомобиль позади вас движется к вам. Держите дополнительное расстояние впереди, не останавливайтесь резко. Постепенно снижайте скорость или меняйте полосу движения, чтобы избежать столкновения с транспортным средством, движущимся прямо рядом с вами!

    Вы едете по ровной дороге.

    Вы едете позади мотоциклистов или велосипедистов по мокрой или обледенелой дороге, по металлическим поверхностям (например, по мостам, железнодорожным путям и т д.) или по гравию. Мотоциклисты и велосипедисты могут легко потерять контроль над своим транспортным средством на таком дорожном покрытии.

    Водитель автомобиля сзади хочет вас обогнать. Дайте ему место, чтобы пройти перед вашим автомобилем.

    Вы тянете прицеп или перевозите тяжелые грузы. Дополнительный вес не позволяет быстро остановиться.

    Вы двигаетесь за большими транспортными средствами, которые блокируют обзор перед вами. Дополнительное пространство позволяет видеть, что происходит вокруг автомобиля.

    Рядом с железнодорожным переездом вы видите автобус, школьный автобус или транспортное средство со знаком. Эти транспортные средства должны остановиться на железнодорожном переезде.

    Вы въезжаете на автомагистраль.

    В том же стиле даются советы по межстраничному интервалу, например:

    Представьте, что вы едете по двухполосной дороге, к вам приближается транспортное средство, а впереди вас справа движется велосипедист. Вместо того, чтобы маневрировать между транспортным средством и велосипедистом, примите меры в одной опасной ситуации. Сначала притормозите и пропустите встречный автомобиль. Затем, когда это будет безопасно, двигайтесь влево так, чтобы между велосипедистом и транспортным средством было расстояние не менее 1 м при обгоне велосипедиста).

    И в завершение, как вести себя по отношению к водителю, которого уже «посадили»:

    Часто проверяйте трафик позади вас, чтобы увидеть, не следует ли кто-нибудь за вами (следует слишком близко). Если они последуют за вами, будьте осторожны! Медленно тормозите перед остановкой. Слегка нажмите педаль тормоза несколько раз, чтобы предупредить хвостового райдера, что вы замедляетесь.

    Уходите от него как можно быстрее. Смените полосу движения и дайте ему обогнать вас или притормозите, чтобы сохранить достаточное расстояние между вами и впереди идущим транспортным средством. Если это не поможет, остановитесь, когда это будет безопасно, и дайте возможность водителю рядом с вами обогнать вас.

    Личный опыт автора говорит о том, что совершенно бесполезно нажимать на педаль тормоза, включать сигнализацию или иным образом пытаться воздействовать на такого «бойца», потому что это, как правило, его только провоцирует, а эффект может оказаться наоборот: ответив больше, он сократит расстояние.

    Если государство, как мы видим, не считает это правонарушением, с какой стати этот водитель будет слушать другого? И делает он это, очевидно, не по неосторожности, а намеренно, поэтому, к сожалению, водителю в данном случае ничего не остается, кроме как воспользоваться пресловутым русским «правилом трех Д»: уступи дорогу дураку.

    И если мы действительно хотим не просто предотвращать правонарушения, а обеспечивать безопасность дорожного движения, то и законодателю, и правительству есть над чем работать.

    Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к.т.н.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: