Добрый день уважаемый читатель.
Пятая статья из цикла «Обзор закона о защите прав потребителей» будет посвящена особенностям дистанционной продажи товаров. Если вы пропустили предыдущие статьи, я рекомендую вам начать изучение с первой части, потому что многие из основных концепций, которые будут использоваться ниже, уже обсуждались выше.
В этой статье будут обсуждаться следующие вопросы:
Традиционно все обсуждаемые темы будут сопровождаться примерами, касающимися автомобилей. Однако приведенная ниже информация относится к другим покупкам, совершенным удаленно. Давай начнем.
- Дистанционный способ продажи товара
- Предоставление информации при дистанционной покупке
- Возврат товара надлежащего качества при дистанционной покупке
- Сроки возврата товаров
- Какие товары можно вернуть?
- Какие товары вернуть нельзя?
- Возврат денег за товар
- Возврат товара ненадлежащего качества при дистанционной покупке
Дистанционный способ продажи товара
В настоящее время удаленный шоппинг стал частью жизни российских автомобилистов. Удивительно, что многие покупатели покупают более половины своих товаров удаленно. Что касается автомобильных товаров, то здесь процент дистанционных покупок в среднем даже выше. Причина этого в том, что для каждого транспортного средства требуются отдельные детали, которые необходимо заказывать удаленно, используя их коды.
Поэтому правила продажи товаров на расстоянии регулируются статьей 26.1 закона «О защите прав потребителей».
1. Договор розничной продажи может быть заключен на основании знания потребителем описания товара, предложенного продавцом, посредством каталогов, брошюр, буклетов, фотографий, средств связи (телевидение, почта, радиосвязь и др.) Или в любом случае Исключение возможности непосредственного ознакомления потребителя с образцом товара или товара при заключении настоящего договора (способы дистанционной продажи товара) методом.
Обратите внимание, что в этой статье перечислены несколько вариантов покупки, связанных с удаленным методом. Однако особое внимание следует обратить на фразу «исключение возможности непосредственного ознакомления потребителя с товаром или образцом товара». То есть удаленный метод включает в себя все покупки, при которых покупатель не может «подержать товар в руках» перед покупкой.
На практике метод дистанционных продаж включает в себя:
При желании можно найти и другие схемы, связанные с дистанционной продажей товаров.
Предоставление информации при дистанционной покупке
Перед заключением договора купли-продажи продавец должен предоставить покупателю следующую информацию:
2. Продавец до заключения договора должен предоставить потребителю информацию об основных свойствах потребителя товара, об адресе (должности) продавца, о месте изготовления товара, о полное наименование компании (наименование) продавца (производителя), о цене и условиях покупки товара, о его доставке, сроке, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также срок действия предложения о заключении договора.
В основном удаленные покупки совершаются через интернет-магазины. В магазинах серьезных компаний есть вся необходимая информация, с которой покупатель может ознакомиться перед оплатой покупки.
Если на сайте продавца нет информации, вам необходимо предоставить ее вам по вашему запросу. Так что не стесняйтесь спрашивать. Особенно важно иметь данные о самом продавце, так как они могут быть запрошены в случае спора о покупке.
Кроме того, продавец должен предоставить дополнительную информацию при доставке товара:
3. При доставке товара потребителю в письменной форме должна быть предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также информация, предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи о способах и сроках возврата товар.
Статья 10 содержит полную информацию о производителе, продавце и переданных товарах, а пункт 4 статьи 26.1 будет рассмотрен ниже.
Возврат товара надлежащего качества при дистанционной покупке
Удаленный способ продажи товара позволяет вернуть любой товар по упрощенной схеме.
Сроки возврата товаров
4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.
Покупатель может вернуть любой товар в течение 7 дней с даты передачи или отказаться от покупки в любое время до передачи.
При этом, если продавец не предоставил покупателю информацию о порядке и сроках возврата, срок возврата увеличивается до 3 месяцев:
В случае если информация о способах и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме при доставке товара, потребитель имеет право отказаться от товара в течение трех месяцев с даты передачи товара товар.
Какие товары можно вернуть?
Однако вы можете вернуть только те товары, которые не были использованы:
Возврат товара надлежащего качества возможен при сохранении его товарного вида, потребительских свойств и документа, подтверждающего факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства покупки товара у этого продавца.
Итак, если после удаленной покупки вы все еще не уверены, хотите ли вы оставить купленный товар, вы должны сохранить упаковку, фирменные этикетки и так далее
Обращаем ваше внимание, что данный товар не относится к списку товаров, которые не подлежат возврату или обмену. В отличие от покупки в магазине, удаленный метод позволяет вернуть абсолютно любой товар без объяснения причин возврата.
Какие товары вернуть нельзя?
Закон «О защите прав потребителей» также содержит ситуации, при которых невозможно вернуть товар:
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определенные свойства, если указанный товар может быть использован только покупателем.
Например, если вы купите в Интернете чехлы на автокресла, на которых будет вышито ваше имя при заказе, вы не сможете вернуть их производителю. То же самое касается брелков с автомобильным номером и других вещей, сделанных для вас индивидуально.
Возврат денег за товар
Возмещение суммы, уплаченной за дистанционную покупку товаров, описано в следующем параграфе:
Если потребитель отказывается от товара, продавец должен вернуть денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку товара, возвращенного потребителем, не позднее десяти дней с даты, когда покупатель представляет соответствующий вопрос.
Возврат денег за товар имеет следующие характеристики:
Допустим, водитель купил видеомагнитофон в интернет-магазине за 6000 рублей. Стоимость доставки 400 руб. Покупатель решил вернуть товар и отправляет его продавцу из транспортной компании за 600 руб. В этом случае продавец вернет покупателю 6 400 рублей. Обратная доставка на сумму 600 рублей возврату не подлежит.
Возврат товара ненадлежащего качества при дистанционной покупке
Возврат бракованного товара осуществляется в соответствии с частью 5 статьи 26.1:
5. Последствия реализации товаров ненадлежащего качества посредством дистанционной продажи товаров устанавливаются положениями статей 18-24 настоящего Закона.
Вопрос возврата бракованного товара подробно обсуждается в отдельной статье. В этом случае процедура возврата не зависит от того, был ли товар приобретен в магазине или удаленно.
В заключение хочу подчеркнуть, что закон «О защите прав потребителей» дает покупателю хорошую возможность отказаться от не понравившегося товара в случае удаленной покупки. Ну а в следующей статье серии мы поговорим о том, как оформить документы (заявление) при возврате товара продавцу.
Удачи на дорогах!