Экспертиза товара ненадлежащего качества

Экспертиза товаров ненадлежащего качества

Разногласия между продавцом и покупателем о недостатках товара разрешаются путем экспертизы. В отличие от гарантии качества, это более тщательное и всестороннее исследование, которое проводится независимым специалистом за определенную плату по инициативе одной из сторон. Результаты этой процедуры становятся определяющим фактором защиты прав потребителей даже в суде. Мы расскажем, как проводится проверка товара ненадлежащего качества, кто должен ее организовать и оплатить.

Экспертиза товара и проверка качества — разные процедуры

Следует различать профессионализм в области мерчендайзинга и контроля качества (диагностики). Статья 5, ст. 18 ЗоЗПП описывает эти процедуры.

Контроль качества всегда осуществляется сотрудниками ASC по инициативе и за счет продавца. Указывает, есть ли в продукте дефект и обнаружены ли какие-либо следы неправильного использования. В результате сервисный центр выдает акт технического осмотра, на основании которого магазин производит возврат (ремонт, обмен) покупки или отказывает в ней. В этом документе нет указания на методологию исследования, только конечный результат.

важно знать! Основная цель контроля качества — определить, есть ли проблема с продуктом. Цель исследования — определить, почему они появились.

Продавец организует и оплачивает дополнительную оценку только в том случае, если между ним и потребителем начался спор о причине дефекта. Как это происходит: Проверка качества выявила проблемы с товаром, но они возникли по вине владельца. На корпус нет гарантии, поэтому возврата не будет (обмен, бесплатный ремонт). Покупатель считает дефект производственным браком. Требуется экспертиза — более тщательное изучение товара для выявления причин недостачи. Продавец принимает и платит.

Компетенция передана не сервисным центрам, а специализированным независимым организациям. По результатам составляется акт (заключение). Это комплексное исследование, которое определяет причинно-следственные связи между факторами, влияющими на процесс производства и использования продукта, и его текущим состоянием.

Эксперт делает выводы о качестве объекта исследования, потребительских свойствах, соответствии ГОСТ и другим нормам, возможности дальнейшего использования. В акте подробно описан процесс и методика исследования, подтверждена его квалификация. В целом выводы эксперта серьезнее результатов диагностики в сервисном центре и надежнее.

Виды экспертизы товара ненадлежащего качества

Компетенция бывает:

  • Внеочередные, организованные по точкам продаж;
  • Внесудебные, организованные покупателем;
  • Судебный.
  • Изобразительное искусство. 18 ЗоЗПП определяет, кто должен проводить экспертизу в случае спора о причине дефекта. Покупатель вправе запустить его, но организовать и оплатить магазин. Если результатом является производственный брак, продавец принимает товар и возвращает за него деньги (производит ремонт или замену по гарантии). Если результатом является производственный дефект, покупатель компенсирует магазину расходы на оценку.

    Результат этого исследования является основополагающим в споре между продавцом и потребителем. Его можно обжаловать только в суде.

    Независимая экспертиза товара ненадлежащего качества проводится покупателем по собственному желанию и за свой счет, если диагностика сервисного центра не выявила дефектов. В этом случае магазин не обязан учитывать выводы эксперта, поэтому, как правило, потребитель обращается в суд.

    Магазин не вернет деньги за организацию такого исследования, если потребитель лишил его возможности самостоятельно провести контроль качества (он не доставил товар вместе с заявкой на возврат, а сразу обратился к специалисту). При этом, если независимый специалист оспорит выводы сервисного центра и докажет, что они неверны, суд может потребовать у продавца компенсации стоимости экспертизы в пользу покупателя (п. 1 ст. 98 Гос. ГПК РФ).

    Судебно-медицинская экспертиза проводится в рамках рассмотрения дела по решению судьи, если он сомневается в результатах независимых проверок, проведенных сторонами. За это платит проигравший. К судебным экспертам предъявляются более строгие требования в отношении их квалификации, опыта и т.д. В частности, они предупреждены об уголовной ответственности за заведомо ложные результаты анализов.

    Как проводят экспертизу?

    Экспертиза некачественного товара проводится по согласованию со специалистом, сотрудником государственной или частной организации. Методологию, на которой основано исследование, каждая компания разрабатывает самостоятельно с учетом системы стандартизации Российской Федерации (ГОСТ). Поэтому порядок действий может быть разным. Но в любом случае специалист проводит:

  • Внешний осмотр и поиск явных дефектов, деформаций корпуса;
  • Проверка работоспособности и соответствия заявленным производителем в технической документации;
  • Внутренний осмотр — осмотр изделия в разобранном виде, поиск порванных пломб, следов ремонта, воздействия высоких температур, грязи и воды и т.д.
  • По результатам обследований эксперт делает выводы о характере дефекта и причине его возникновения. Описывает методологию и ее логические расчеты. Поэтому, в отличие от краткого отчета о техническом осмотре, для оценки часто требуется несколько листов.

    Если потребитель желает присутствовать на организованном продавцом контроле, он выражает это желание письменно. Затем ему сообщают место и время проведения процедуры.

    Если покупатель заказывает свой отчет, он сообщает об этом продавцу. Это необязательно, но это демонстрирует его гражданскую целостность.

    Довожу до вашего сведения! В некоторых случаях уклонение от допроса, его воспрепятствование уже является достаточным основанием для того, чтобы судья встал на сторону другого участника дела (пункт 3 статьи 79 ГПК).

    Срок проведения экспертизы

    ЗоЗПП регламентирует сроки удовлетворения требований потребителя или отказа в них. Это 45 дней для гарантийного ремонта (статья 20), максимум 20 дней для обмена (статья 21), только 10 дней для возврата (статья 22). В этот период магазин должен пройти контроль качества.

    При отрицательном результате проверки магазин сразу выдает отказ в возврате (ремонте, обмене). Доставляя его потребителю вместе с товаром, он эффективно выполняет свои обязанности по ЗОЗПП.

    При этом спор о характере недостатков возникнуть не может, даже если сервисный центр свалил вину за возникновение брака на потребителя или, по сути, отказал в гарантии. Поэтому нельзя утверждать, что обследование нужно проводить в те же 10 (20, 45) дней. Кроме того, эксперт как независимая третья сторона не всегда находится в пределах пешей досягаемости.

    Таким образом, на практике потребитель и магазин работают именно так. Первому поступает отказ в возврате (ремонте или обмене) в связи с эксплуатационным характером дефекта. Он не соглашается и просит провести экспертизу, на которую пишет жалобу в произвольной форме. У магазина есть разумный срок для его рассмотрения — чаще всего это 10 дней.

    Примечание! Срок самой экспертизы определяется соглашением между специалистом и тем, кто оплачивает данную процедуру (продавец, покупатель). В среднем это от 10 до 60 дней.

    Результаты экспертизы

    Эксперту задают несколько вопросов: именно на них он должен дать четкий ответ в своем поступке. Как правило, они ссылаются на причину конкретного брака, послужившего причиной разногласий между сторонами.

    Но все товары проходят экспертизу. А если специалист находит дефекты, которых не обнаружил сервисный центр, он описывает их по сути. Для каждого дефекта укажите степень значимости, характер (скрытый, явный) и то, как он влияет на возможность использования продукта по назначению.

    Покупатель, продавец или их представители, присутствующие при осмотре, должны подписать окончательный акт. Все выявленные нарушения, их несогласие с процедурой или результатами указываются в специальном разделе.

    Стоимость экспертизы

    Стоимость экзамена зависит от его сложности, региона, срочности и количества вопросов, задаваемых специалисту. В целом оплата не превышает 10% от стоимости товара и составляет от 3 до 50 тысяч рублей.

    Как выбрать независимого эксперта?

    Покупатель проводит независимую экспертизу бракованного товара, если контроль качества магазина не выявил брака. Это также необходимо, если истек срок гарантии или срок действия (в этом случае именно покупатель должен доказать наличие и характер дефекта). Чтобы результат экспертизы качества товара был принят судом, стоит правильно выбрать специалиста, который ее проведет.

    Опытным компаниям для работы не нужна лицензия, поэтому их много. Лучше заключить договор с некоммерческой организацией: в этом случае ее независимость от тех, кто платит, не ставится под сомнение. Во многих регионах торгово-промышленные палаты имеют офисы профессиональной компетенции.

    В некоторых областях необходимо учитывать дополнительные юридические ограничения. Например, для осмотра автомобиля специалист и организация (его работодатель) должны соответствовать должностным требованиям. Специалист должен иметь профильное высшее образование, пройти аттестацию МАК и быть зарегистрированным в федеральном реестре. Перед заключением договора стоит уточнить эту информацию.

    важно знать! Методика обследования должна быть сертифицирована. Без этого заключение теряет свою доказательную силу.

    Нужна ли консультация юриста?

    Заключение эксперта часто принимается судом как неопровержимое доказательство. Поэтому подвергнуть сомнению, исправить это крайне сложно. Для этого нужно внимательно прочитать документ и знать, что «ловить»: отсутствие методологии, несоответствия в логической цепочке, неточные ответы и т.д. Все это может увидеть только профессионал в области защиты прав потребителей.

    Опытный юрист поможет вам найти своего независимого специалиста, задать ему грамотные вопросы, отстоять его заключение в суде. При необходимости запросите судебно-медицинскую экспертизу. Обращение к профессионалу в этих вопросах — правильный выбор как для потребителя, так и для продавца.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: