Ещё раз о перекрёстках с круговым движением

Перекресток с круговым движением

Ну вот, наконец-то мы здесь. 1 марта 2023 года вступят в силу новые изменения в ПДД РФ, которые также затронут правила проезда перекрестков с круговым движением.

Поскольку это уже третья реформа этих правил за последние 12 лет, с ними явно что-то не так. Я уже писал статью на эту тему в 2018 году (опубликована в 2019 году), так что я никак не мог пройти мимо.

Я не просто ждал этих перемен, я был уверен, что они неизбежны, потому что я не могу написать слово «реформа» к предыдущему иначе, чем через перевернутую запятую. Я был не единственным, кто указал на его нелепость — критические статьи позже появились во многих автомобильных изданиях. И, наконец, Министерство транспорта выступило с инициативой изменить существующие правила дорожного движения на этом участке. Можно только посочувствовать водителям и, не в последнюю очередь, организаторам дорожного движения, которые стали жертвами этого, смею сказать, плохо написанного текста.

Казалось бы, есть повод для ликования: хотя спустя пять с половиной лет, если подходить строго юридически, те ошибки, о которых писал я и другие авторы, в новой версии исправлены. Я ждал этого, хотя внутренний голос шептал, что если и когда это произойдет, то будет сделано так же нелепо, как и в прошлый раз. К сожалению, внутренний голос оказался прав.

Чтобы критика была понятна, придется частично повторить сказанное в предыдущей статье и посмотреть на проблему, так сказать, в историческом плане — с учетом предыдущих реформ.

Содержание статьи:

Круговое движение до 2010 года

Не стоит забывать, что в России уровень НПА (нормативных правовых актов) выше, чем дорожных правил: Венская конвенция о дорожном движении и Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Оба из 1968 года. Характерно, что ни в Конвенциях, ни в Правилах дорожного движения РФ нет определения перекрестка (перекрестков) с круговым движением. Конвенция о дорожных знаках и сигналах описывает знак D, 3, аналогичный знаку РФ 4.3:

Знак D, 3 «ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ» указывает, что водители обязаны следовать в направлении, указанном стрелками. Если перекресток с круговым движением обозначен знаком D, 3 в сочетании со знаком B, 1 или B, 2, водитель на перекрестке имеет право проезда.

Знаки В, 1 и В, 2 являются знаками 2.4 и 2.5 соответственно в Российском дорожном кодексе.

Развязки и еще раз развязки

Опять перекрестки с круговым движением

Опять перекрестки с круговым движением

Из приведенной выше цитаты ясно, что в отсутствие знаков приоритета круговое движение рассматривается как пересечение равнозначных дорог. Именно так было организовано движение в СССР и Российской Федерации до 2010 года: перекрестки с круговым движением обозначались только знаком 4.3, знаков приоритета не было. Поэтому приоритет имели те, кто въезжал на кольцевую развязку (автору известно, что это неофициальный термин, и правильнее называть эту часть перекрестка проезжей частью кольцевой развязки).

Не было никакой двусмысленности, и это было более или менее приемлемо для всех, но только до тех пор, пока автомобилизация не достигла какого-то критического уровня, и при этом ОДД начали блокировать перекрестки, потому что движение на перекрестке блокировалось въезжающими.

Круговое движение с 2010 по 2017 год — первая реформа

Именно тогда была проведена первая реформа, суть которой очень четко выражена во втором предложении из описания знака D, 3 в Венской конвенции. По сути, правила дорожного движения не могли быть изменены для этого, только знаки 2,4 или 2,5 устанавливались на въезде, где это было необходимо. Значение этих знаков известно автомобилистам, но, тем не менее, постановлением правительства от 10 мая 2010 года № 316 в Дорожный кодекс РФ внесено следующее изменение.

(12) Раздел 13.9 дополнен следующим абзацем:

«Если знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5 установлен перед перекрестком с круговым движением, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, имеет приоритет перед транспортными средствами, въезжающими на такой перекресток».

Одним словом, текст Правил дорожного движения был приведен в полное соответствие с Венской конвенцией, на основе которой написаны правила дорожного движения почти всех европейских стран.

Этот момент получил положительную оценку в отраслевом методическом документе по автомобильным дорогам ОДМ 218.2.071-2016 «Методические рекомендации по проектированию кольцевых развязок при строительстве и реконструкции автомобильных дорог»:

Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы проектирования кольцевых развязок также вытекает из Постановления Правительства Российской Федерации № 316 от 10 мая 2010 года. «О правилах дорожного движения», который приводит организацию движения на круговых перекрестках в соответствие с общепринятой международной практикой.

Автор полностью разделяет эту точку зрения, за одним исключением: по какой-то причине в параграф 13.9 Кодекса дорожного движения были внесены изменения, касающиеся неровных перекрестков. Редакция этого пункта Правил дорожного движения до 2010 года была такой же, как и нынешняя:

13.9 На перекрестке неровных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной дороге, независимо от направления их встречного движения.

На таких перекрестках трамвай должен иметь приоритет перед незагруженными транспортными средствами, приближающимися со встречного направления или с противоположного направления по ровной проезжей части, независимо от направления движения.

Эти изменения широко освещались в средствах массовой информации. В частности, «Российская газета» опубликовала вкладку с новыми схемами движения для всех перекрестков с круговым движением в Москве и даже некоторых в Московской области. И среди этих диаграмм была, в частности, вот эта:

Опять перекрестки с круговым движением

И что мы видим на этой диаграмме? Прежде всего, мы видим, что на этом перекрестке ничего не изменилось. А во-вторых, это пересечение равных дорог со всеми вытекающими отсюда последствиями. Почему в данном случае необходимо было внести изменение в п. 13.9 ПДД, а не в п. 13.11 о пересечении равнозначных дорог — загадка.

Однако водителей это не особенно беспокоит, поскольку они не так глубоко вчитываются в правила дорожного движения, а неудобство, видимо, заключалось в том, что реформа была представлена в СМИ как «руль теперь всегда главный», что на самом деле было не так. TDM (управление дорожным движением) на некоторых кольцевых развязках осталась без изменений.

По моей субъективной оценке, их было не более 10%, но сейчас единообразие правил обгона исчезло, и водители стали часто ошибаться в приоритете.

Если это действительно негативно сказалось на безопасности движения, о чем автору не известно, то логично было бы решить проблему самым простым способом: установить знаки 2.4 на всех таких перекрестках. Собственно говоря, «в Европе» так и поступают, о чем свидетельствует моя предыдущая статья:

О кольцевых развязках

Круговое движение с 2017 по 2023 год — вторая реформа

Однако мы не ищем легких путей, и всего через год после публикации вышеупомянутых «Методических рекомендаций» Федерального дорожного агентства (Росавтодор) пришла вторая реформа 2017 года.

Его цель и суть выразил Медведев, подписавший текст постановления правительства в качестве его председателя (цитата из записи на официальном сайте правительства РФ):

Постановление изменяет приоритет движения на перекрестках с круговым движением. Теперь приоритет в движении отдается тем, кто едет по самой кольцевой развязке, а въезжающим придется уступать дорогу. Эта практика существует почти во всех европейских странах и доказала свою эффективность.

Эти слова могут вызвать недоумение даже у тех, кто еще не читал текст самого постановления, ведь «приоритет движения» уже был изменен в 2010 году! И «европейская практика» также упоминалась на уровне соответствующего органа власти. Итак, читайте текст постановления правительства РФ от 26 октября 2017 года. N 1300:

(a) Пункт 13.9, третий абзац, объявляется недействительным;

(b) в первом абзаце пункта 13.11 после слов «равнозначных дорог» вставить слова «, за исключением случая, указанного в пункте 13.11.1 Правил,»;

(c) изменить пункт 13.111 следующим образом:

«13.111 При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся через перекресток».

Если перевести это с бюрократического языка на русский, то суть этой «реформы» можно выразить следующими словами:

(a) «как в Европе» больше не будет, поскольку третий абзац пункта 13.9, буквально скопированный в 2010 году из Венской конвенции, больше не применяется;

(b) Правила проезда перекрестков с круговым движением теперь находятся в пункте 13.11 вместо пункта 13.9, что в точности соответствует Венской конвенции, но по какой-то причине для таких перекрестков было сделано исключение и вынесено в отдельный пункт 13.111

(c) Пункт 13.111 гласит, что согласно действующим правилам, правила дорожного движения на перекрестках с круговым движением следует понимать не «как в Европе», а наоборот, т.е. при отсутствии знаков приоритета, въезжающие на перекресток с круговым движением должны быть пропущены.

Правила есть правила, и со временем к этому тоже можно привыкнуть, сочувствуя иностранцам и тем соотечественникам, которые едут в эту конкретную Европу — у них, наверное, мозги перепрошиты.

Однако главная проблема, как я уже отмечал в предыдущей статье, кроется в другом. На многих, если не на большинстве перекрестков с круговым движением, движение было организовано таким образом, чтобы главная дорога проходила через перекресток. В данном случае возникла правовая коллизия, поскольку статья 13.111, если читать ее буквально, не делает различий между ровными и неровными дорогами. Таким образом, согласно этому положению, приоритет отдается тем, кто едет по кольцу, тогда как согласно знакам приоритета, приоритет отдается тем, кто въезжает на кольцо по главной дороге.

Российский Верховный суд также подлил масла в огонь. Когда это попытались оспорить в суде после внесения изменений в правила дорожного движения, Верховный суд в своем постановлении № АКПИ17-1122 от 28 февраля 2018 года написал:

Пункт 13.111 Правил определяет действия водителя транспортного средства при въезде на перекресток, где организовано круговое движение, и не подлежит иному толкованию.

Теперь нет смысла спорить с оппонентами, которые в комментариях к предыдущей статье пытались оспорить этот пункт. 13.111 является абзацем п. 13.11 и поэтому не распространяется на пересечение неровных дорог.

Нет смысла, потому что жизнь убедительно доказала неправоту этих оппонентов, а теперь за моей спиной стоит российское правительство, которое встало на ту же точку зрения с помощью Министерства автомобильного транспорта. Но изменения в правилах дорожного движения вступят в силу только 1 марта 2023 года, а до тех пор мы будем продолжать видеть «картину маслом» на таких перекрестках.

Наиболее живописными на этих снимках являются снятые знаки 4.3. Вопрос не только в приоритете, но и в понятийном аппарате правил дорожного движения: что на самом деле является круговым перекрестком и как водители его различают, ведь, как уже говорилось, определение этого перекрестка в правилах дорожного движения отсутствует? Его можно найти в специальной литературе для проектировщиков и строителей дорог, т.е. в ГОСТах, СНиПах, Методических рекомендациях и т.д., которые написаны не для водителей. Но даже в действующем ГОСТ Р 52289-2019 «Технические мероприятия по организации дорожного движения. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, ТАБЛИЦ, ОСВЕЩЕНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ ДОРОГАМИ И ТРАФИКОНТРОЛЯ» гласит, что.

5.5.6 Знак 4.3 «Круговое движение» устанавливается на каждом въезде на перекресток (площадь), где образовано круговое движение. Знак не должен использоваться, если одновременно с круговым движением через кольцевую развязку могут проезжать транспортные средства, не относящиеся к железнодорожному транспорту.

Так что простите меня, дорогие оппоненты, но если нет знака 4.3, то нет и кругового движения, независимо от того, что видят ваши глаза и что говорит вам ваш прошлый опыт.

Примеров таких перекрестков, которые перестали быть круговыми развязками благодаря безликим «реформаторам», очень много, и иллюстрации в предыдущей статье — лишь малая часть таких изменений, поэтому я не буду их повторять.

И лобзик выглядит не лучше, когда на перекрестке установлены оба знака 4.3 и 2.1 из 8.13. Их осталось не так много, но они все еще существуют. Например, в Севастополе:

Опять перекрестки с круговым движением

Круговое движение с 2023 года — третья реформа

Однако «пинать мертвого осла» достаточно бессмысленно, поэтому обратимся к последней реформе согласно Постановлению Правительства №1769 от 6 октября 2022 года, где о внесении изменений в Правила дорожного движения, касающихся рассматриваемого вопроса, говорится лишь следующее.

Параграф 13.111 гласит следующее:

13.111.При въезде на дорогу, не являющуюся главной, на перекрестке, где организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся через перекресток.

Если проанализировать все судебные прецеденты и вспомнить, что раздел 13.111 сам по себе является лишь исключением из правил проезда перекрестка равнозначных дорог (раздел 13.11 Правил дорожного движения), то у нас есть три возможных варианта ADR

a) Въезд на перекресток обозначен только знаком 4.3, т.е. это равнозначная дорога и в данном случае периферийное движение имеет приоритет, что, как уже отмечалось, не соответствует требованиям Венской конвенции;

Больше кольцевых развязок

(b) въезд на перекресток обозначен знаком 4.3 вместе со знаками 2.4 или 2.5 (со знаком 8.13 или без него), т.е. это перекресток с неравными проезжими частями, но приоритет все равно отдается кольцевому движению;

Больше кольцевых развязок

Примечание. Согласно ГОСТ Р 52289-2019, пункт 5.3.6, знак 2.4 «Уступите дорогу по приоритету» используется для указания того, что водители должны уступить дорогу транспортным средствам на пересекаемой дороге и, при наличии знака 8.13, транспортным средствам на главной дороге.

В данном случае, однако, это не дорога, а только проезжая часть кольцевой развязки, т.е. в ДН имеется еще одно несоответствие, которое заставило некоторых авторов рассматривать кольцевую развязку как самостоятельную дорогу. Оставим эту терминологическую проблему за рамками данной статьи, тем более что Венская конвенция не видит ничего необычного в таком RID, да и водителей это не смущает.

(c) Въезд на перекресток обозначен знаком 4.3 вместе со знаком 2.1 и знаком 8.13, т.е. это уже без сомнения перекресток неровных дорог.

Еще раз о круговом движении

Поправки к пункту 13.111 устраняют противоречие между предыдущей формулировкой этого пункта и знаками приоритета, поэтому пункт 13.111 не применяется, а знаки приоритета должны использоваться, как это было всегда до «реформы» 2017 года.

Подведем итоги. Является ли эта реформа полезной? Несомненно, да. По крайней мере, известно, что знак 4.3 вернется на перекрестки, с которых он был убран. Знаки 2.1 «Главная дорога» также будут возвращены, если в этом есть явная необходимость.

Что касается того, как это делается, я, к сожалению, не могу сказать ни одного доброго слова. Метод тот же, что и в предыдущей «реформе»: к исключению добавляется еще одно (параграф 13.111), т.е. первое исключение теперь применяется только на дорогах, которые не являются магистральными. Здесь уместно вспомнить высказывание третьего президента США Томаса Джефферсона:

Законы пишутся для обычных людей, поэтому они должны быть основаны на обычном здравом смысле.

«Обычному водителю» будет трудно продраться сквозь эту казуистику, написанную, как выразился один мудрый человек, по обычаю чиновников Ивана Грозного — писать указы так, чтобы их можно было понимать как минимум в трех разных смыслах. Текущая редакция пункта 13.111 написана именно так, что мы видим на дорогах и даже в ответах правительства. А предлагаемая формулировка написана по принципу «минус на минус дает плюс».

Поэтому, не сомневаюсь, водителям придется ориентироваться не на текст ПДД, а на какую-то шпаргалку, которую надо уметь написать. Опять же, можно посочувствовать иностранцам, въезжающим в Россию, а также российским гражданам, выезжающим в обратном направлении — им каждый раз приходится перепрошивать мозги.

После перечитывания этой статьи возникает закономерный вопрос: зачем вообще нужны эти реформы? На самом деле все написано в одном предложении в Венской конвенции и было написано в ПДД РФ до 2017 года, то есть «плюс» существует сам по себе, а не как произведение минуса на минус. А может быть, безымянные авторы этого документа имеют обратный взгляд? У меня есть смутное подозрение, что это даже не водители….. Так что… Поэтому я буду ждать следующей реформы. Если с русским языком не очень хорошо, я могу даже помочь.

И это не единственная проблема, связанная с правилами проезда перекрестков с круговым движением. Просто почитайте, что пишут об этом «обычные водители» на многочисленных форумах и в публикациях. Если приоритет на въезде более или менее понятен, то в отношении последующего движения особых правил для таких перекрестков не существует, а попытки применить правила для обычных (не круговых) перекрестков заканчиваются массовым нарушением правил водителями.

Поскольку правила нарушает подавляющее большинство водителей, возможно, пора признать, что дело не в водителях, а в самих правилах? Тем более не надо ничего изобретать, в этой области мы «догоняющая страна». В других странах все давно придумано и, как справедливо выразился Медведев, «доказало свою эффективность». Просто желательно переписать их на русский язык дословно, а не «как всегда». Но это тема для другой статьи.

Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель вождения, д-р техн. наук, проф.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: