- Что говорят ПДД?
- Что требует Технический регламент?
- Разрешается ли использование?
- Сколько штраф за фару-люстру?
- Штраф и аннулирование регистрации за установку
- Штраф ГИБДД за использование люстры
- Лишение водительских прав за незаконный испускаемый цвет
- Можно ли узаконить люстру и как?
- Я купил автомобиль с дополнительным светом на крыше – что делать?
Что говорят ПДД?
Поэтому, если наша люстра VSP, применяются положения раздела 3 Списка неисправностей, где запрещено использование автомобиля. Этот регламент является приложением к правилам дорожного движения. И в первом пункте здесь содержится такая неисправность, как несоответствие количества осветительных приборов конструкции:
3.1. Количество, тип, цвет, позиция и режим работы внешних осветительных приборов не соответствуют требованиям дизайна транспортное средство.
Примечание. На автомобили, снятые с производства, допускается установка внешних осветительных приборов от автомобилей других марок и моделей.
То есть в нашем случае при установке светодиодной балки на крышу одновременно нарушаются два требования перечня:
количество — ВСП становится еще одним благодаря поставленной и подключенной люстре,
расположение — поскольку такая фара в автомобиле конструктивно не предусмотрена, не указывается и ее расположение на крыше.
Но учтите, что речь идет о несовпадении дизайна. Поэтому, если ваш автомобиль (чаще всего внедорожники и грузовики — но это очень редко) конструктивно снабжен такой люстрой производителем, то никаких нарушений нет. Главное, чтобы использовались лампы того типа, который предусмотрен в «стоке» (галогенные для галогенных и светодиодные для светодиодных и так далее). Однако отметим, что таких автомобилей с «родными» диодными балками на крыше очень мало и зачастую это специализированные автомобили.
Что требует Технический регламент?
И, наконец, еще один важный документ, регулирующий комплектность и конструкцию транспортных средств: Технический регламент. В основном регулирует требования по установке новых автомобилей. Но его приложение n. 8 содержит требования к уже эксплуатируемым автомобилям.
Обратимся к разделу 3 этого приложения, который регламентирует требования только к устройствам наружного освещения. И здесь мы увидим, что:
опять же, количество и расположение ВСП должны соответствовать проекту (п. 3.1),
однако установка дополнительных источников света разрешена, если она соответствует требованиям того же правила, а также Правил ЕЭК ООН,
таблица возможных дополнительных ВСП вообще не содержит возможности установки люстры на крышу — здесь упоминается только точечный светильник, и это немного другое,
в любом случае запрещается устанавливать свет, который может мигать (п. 3.3).
Поэтому, если в конструкции вашего автомобиля нет люстры на крыше, то правила дорожного движения и технические регламенты запрещают ее установку.
В частности, изначально в конструкции не были предусмотрены автомобильные люстры УАЗ, Нива, Рено Дастер, LC 200, Газель, а также подавляющее большинство внедорожников, грузовиков и грузовиков.
Разрешается ли использование?
Ответ на этот вопрос дает предыдущий. Если в вашем случае установка люстры на крышу автомобиля в принципе запрещена, то включать ее тоже нельзя.
Однако в конкретной ситуации с использованием люстры-фары добавляются другие законодательные требования. В частности, раздел 3 самого Списка дефектов предусматривает, что:
маяк-люстра, освещающая дорогу впереди, светила только белым, оранжевым или желтым светом (пункт 3.6),
гОСТ по регулировке фар не нарушен,
световой прибор работал в установленном режиме и не был загрязнен,
лампы соответствовали типу люстры: галогенные для соответствующей маркировки фары, светодиодные для диодного устройства и ксеноновые для ксеноновой фары.
И именно от этих тонкостей может зависеть размер штрафа ГАИ, который может быть наложен. Об этом мы поговорим ниже.
Сколько штраф за фару-люстру?
В нашем случае существует несколько мер ответственности, и они зависят от конкретных обстоятельств нарушения. Но в основном, если есть нарушение только установки люстры на крыше автомобиля, или если есть дальнейшие нарушения ее использования в движении.
Штраф и аннулирование регистрации за установку
Итак, начнем с одной из самых жестких мер ответственности, которую многие автомобилисты и даже специалисты считают не совсем законной. И здесь имеется в виду 2 типа мер воздействия на правонарушителя, одна из которых вытекает из другой, если возможно, из приложения.
Если фара люстра на крыше вашего автомобиля не предусмотрена проектом и устанавливается без официальной процедуры внесения изменений в конструкцию, то нарушается пункт 7.18 перечня дефектов. А за это предусмотрена общая санкция в соответствии с частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ в виде штрафа в виде штрафа в размере 500 рублей и, в редких случаях, выдачи штрафа предупреждение административное. Однако на практике в случае несанкционированного изменения конструкции ГИБДД регистрация транспортного средства может быть прекращена.
Как это произошло:
-
вас остановил на улице инспектор ГИБДД,
-
устанавливает (органолептически — то есть визуально) наличие нарушения пункта 7.18 Перечня, так как видит люстру на крыше вашего автомобиля и не видит отметки о внесенных изменениях в конструкцию в регистрационном удостоверении,
-
составляет постановление по части 1 статьи 12.5 КоАП,
-
и составляет (возможно, даже в ваше отсутствие, когда вы уходите с указом) отчет в органы власти,
-
последний передает материалы дела в ГИБДД,
-
и предлагают приехать в течении 10 дней, например, на осмотр с правильным нарушением (то есть луч снят с фонариком) — отправляют вам письмо на адрес регистрации,
-
если не приедете, получите еще одно письмо — уже об отмене регистрации вашего автомобиля.
После этого вам нужно будет перерегистрировать машину, предъявив ее таким же образом на техосмотр. Если вы приедете с люстрой на крыше, ваша машина ее не проедет.
Еще один существенный недостаток последнего пункта выше заключается в том, что если бы у вас были хорошие номера, они тоже перестали бы регистрироваться для вашей машины. Придется обзавестись новыми.
А теперь о законности отмены регистрации автомобиля. На самом деле это спорный вопрос. Однако такую возможность для ГАИ дает симбиоз нескольких статей федерального закона о регистрации транспортных средств. Один из них утверждает, что автомобили, конструкция которых не соответствует требованиям законодательства 2021 года, не подлежат регистрации. Во-вторых, даже уже зарегистрированный автомобиль при обнаружении такого несоответствия подлежит прекращению регистрации.
Статья о снятии с учета транспортных средств.
Штраф ГИБДД за использование люстры
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях есть специальная статья, предусматривающая ответственность за нарушение прав пользования осветительными приборами — 12.20. Размер наказания за это одинаков — штраф 500 рублей или предупреждение.
Однако в нашем случае это не применимо, так как нет нарушения правил использования люстры. То есть дело в том, что ни один пункт ПДД, регулирующий использование фар, не был нарушен. То есть статья 12.20 КоАП РФ касается не установки не предусмотренных законом САУ, а нарушения правил использования имеющихся (например, не включать ближний свет фары в темноте).
Лишение водительских прав за незаконный испускаемый цвет
Но все же есть отдельное наказание за использование люстры при вождении автомобиля.
В случае нарушения любого из пунктов раздела 3 Перечня неисправностей водителю грозит такой же штраф в размере 500 рублей по статье 12.5 части 1 КоАП, кроме одного.
Если ваша фара светит красным, такое нарушение ПДД уже квалифицируется по части 3 статьи 12.5. И здесь одновременно применяются два наказания:
-
лишение прав на срок от шести месяцев до одного года,
-
конфискация люстры — то есть безвозвратное похищение этого осветительного прибора прямо на улице.
Можно ли узаконить люстру и как?
Но самое главное, что если установка конкретного компонента, конструктивно не предусмотренного, прямо не запрещена Техническим регламентом (например, с катализатором), то его можно поставить… Но не все вроде так просто. Для этого регламентом предусмотрена возможность внесения изменений в конструкцию. А это отдельная дорогая и трудоемкая процедура. Требования для этого описаны в разделе 4.
Обращаем ваше внимание на то, что хотя количество и расположение четко регламентированы Техническим регламентом, он предписывает эти требования к конструкции транспортного средства. И поскольку конструкция может быть изменена, количество и расположение ВСП, предусмотренных этой конструкцией, также могут быть изменены. И это хорошие новости.
И плохо, что потребуется проверка на соответствие с получением соответствующего сертификата. И порядок этой процедуры примерно такой:
-
сначала получите разрешение ГИБДД на внесение изменений,
-
затем отправляйтесь в авторизованную испытательную лабораторию (актуальный их список есть на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации), которая после осмотра выдает заключение о возможности установки люстры-маяка на крыше выбранной модели и дорабатывает и особенно на твоей машине,
-
поэтому вам необходимо установить люстру в сертифицированной мастерской, где также необходимо правильно подключить ее к электросети,
-
затем вы возвращаетесь в лабораторию, где проходите очередную окончательную проверку соответствия внесенных изменений и получаете сертификат соответствия проекту,
-
пойти с ним на обследование,
-
после всего этого с получением справки, диагностической карты и других документов вы снова обращаетесь в ГИБДД, уже для получения нового регистрационного удостоверения с отметкой о внесенных изменениях.
Я купил автомобиль с дополнительным светом на крыше – что делать?
К сожалению, выход здесь только один — проверить СТС на машину и, если на внесенных изменениях нет отметок, то:
или внести такие изменения,
или разобрать люстру — хотя бы на время постановки на учет в ГИБДД и прохождения технического осмотра, если при управлении такой машиной нет опасений дальнейших последствий.
Также обращаем внимание на то, что, несмотря на отсутствие вашей вины, также невозможно путешествовать на автомобиле с проектором-люстрой в течение 10 дней, предусмотренных для перерегистрации транспортного средства. Это не ваша вина, потому что вы не участвовали в установке и запускали ее не за деньги. Ты просто не снял.
Однако согласно правилам дорожного движения (п. 2.3.1) вы обязаны проверять автомобиль на наличие поломок перед каждым началом движения, а в противном случае не начинать это же движение.