Нужно ли устанавливать желтые номера на автобусы в 2021 году?

Стоит ли устанавливать желтые автобусные номера в 2021 году?

Добрый день уважаемый читатель.

В начале зимы 2021 года российские летчики столкнулись с еще одной проблемой, вызывающей множество вопросов. Суть его сводится к тому, что водители хотят узнать, обязательна ли установка желтых номеров (регистрационных знаков) на автобусах, на которые выдается лицензия.

Напомню, что в 2021 и 2022 годах требуется лицензия не только на коммерческий транспорт, но и на транспорт для нужд организации. Более подробно этот вопрос обсуждается в статье о получении лицензии.

Таким образом, законодательство, касающееся выдачи номеров автомобилей и автобусов, за последние месяцы не изменилось. Однако в некоторых регионах сотрудники ГИБДД начали критиковать автобусы с обычными белыми номерами. Где-то устно говорят, что надо бы установить желтые номера, где-то налагают штрафы и пишут просьбы о замене номеров.

Несколько читателей pddmaster.ru уже сообщали о подобных проблемах, поэтому давайте попробуем разобраться, законны ли требования ГИБДД:

Документы, о привлечении водителя к ответственности

В этой статье мы рассмотрим отрывки из процессуальных документов, предоставленные одним из читателей pddmaster.ru.

Суть проблемы заключалась в том, что автобус, который осуществлял перевозки для нужд организации и имел лицензию на перевозку пассажиров, был остановлен ГИБДД. При этом персоналу не понравилось то, что в автобусе были белые номера. Поэтому они подготовили решение о наложении штрафа на водителя, а также об обязательстве пресекать противоправные действия.

Рассмотрим выдержки из этих документов.

В тексте постановления указано, что водитель совершил административное правонарушение по ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ и назначается административное взыскание в виде административного штрафа в размере 500 (пятисот) рублей).

Обязательство прекратить правонарушения представляет наибольший интерес, поэтому мы рассмотрим основную часть этого документа целиком (орфография исходного документа сохранена):

ТРЕБОВАНИЯ
о прекращении противоправных действий

01 декабря 2021 года в отношении Вас вынесено постановление по делу об административном правонарушении п. 01234567890, предусмотренный частью 1 статьи 12.2 КоАП РФ (управление транспортным средством ПАЗ 32053-57 bb A123AA777, на котором установлены государственные регистрационные знаки типа 15, не соответствующие требованиям п. 3.2 .1 ГОСТ Р50577-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Знаки государственной регистрации транспортных средств. Основные типы и размеры. Технические требования» (утвержден и введен в действие постановлением Госрегулирования от 26.06.2020 № 302- ул.), на пассажирских такси, а также на транспортных средствах, оборудованных для перевозки пассажиров численностью более восьми человек, осуществляющих деятельность на основании одного номерного знака, устанавливаются номерные знаки типа 1Б (одна строка — MM 000 55, желтый цвет поля).

На основании пункта 1 части 1 статьи 13 и пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. 3-F3 «О полиции», требую прекратить вышеуказанные противоправные действия до 11 декабря 2021 года.

В случае несоблюдения данного требования на основании части 1 статьи 19.3 КоАП РФ (неподчинение законному приказу или требованию сотрудника полиции) к вам может быть применена санкция в виде штрафа от 500 до 1000 рублей или административного ареста на срок до 15 суток.

Суть документов в том, что водитель:

1. За отсутствие желтых номеров он получает штраф в размере 500 рублей.

2. Ему поступает просьба об изменении номера, за невыполнение которой ему грозит более суровое наказание.

В то же время в документах указывается, что водитель использует номерные знаки типа 15 (предполагается, что это обычные белые номера) вместо номерных знаков типа 1B (однострочные номера желтого цвета).

В целом ситуация аналогична той, которая сложилась с изменением окраски в 2016 году. Тогда к водителям также поступали запросы о снятии окраски, за невыполнение которых им также пригрозили административным арестом.

Однако в ситуации есть важное отличие. С сменой цвета в 2016 году все было понятно, это было запрещено. Но с желтыми цифрами не все однозначно. Поэтому далее рассмотрим нормативные документы, связанные с желтыми числами.

Правомерно ли наложен штраф за желтые номера?

Таким образом, водитель получил штраф по ч. 1 ст. 12.2 КоАП. Рассмотрим соответствующую выписку из Кодекса об административных правонарушениях:

1. Управление транспортным средством с неразборчивыми, нестандартными или государственными номерными знаками, установленными с нарушением требований государственного правила, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного взыскания в размере пятисот рублей.

Эта статья предусматривает наказание в трех случаях:

1. При использовании неразборчивых цифр. Однако в нашем примере цифры были разборчивыми, они не были покрыты грязью или снегом.

2. При использовании нестандартных номеров. Однако в нашем примере номера были стандартные, то есть произведенные по ГОСТ Р50577. Конечно, тип установленных номеров (тип 15) не соответствовал типу, который хотели видеть сотрудники дорожной полиции (тип 1B). Однако это не сделало номера нестандартными.

3. При использовании номеров, установленных с нарушением требований государственного стандарта. Однако номера были установлены в соответствии со стандартом и прикручены к обозначенным местам.

Третий момент может быть понятен не всем, поэтому разберем его более подробно. Некоторые драйверы предполагают, что если номер типа (15) не соответствует типу, предусмотренному ГОСТ (1B), то это установка с нарушением требований ГОСТ. Чтобы опровергнуть эту теорию, обратимся к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. » В п. 4 данного документа указано, кто может быть привлечен к ответственности по статье 12.2 части 1 КоАП:

4. При вынесении решения о наличии в действиях лица административного правонарушения, выразившегося в управлении транспортным средством с неразборчивыми, нестандартными или государственными номерными знаками, установленными с нарушением требований государственного стандарта (ч. 1 ст. 12.2 Гос. КоАП РФ) следует руководствоваться примечанием к данной статье, согласно которому государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании в части условия эксплуатации государственных регистрационных знаков (например, нарушение целостности покрытия государственного регистрационного знака) и неразборчивость, при чтении в темноте не обеспечивается с расстояния двадцати метров время суток хотя бы одного из буквы или цифры заднего государственного номерного знака (в частности, из-за неисправности штатных фонарей освещения номерного знака задний), а в течение дня — хотя бы одну из букв или цифр переднего или заднего государственного номерного знака.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также формируется за счет управления транспортным средством, на котором установлены государственные регистрационные знаки с нарушением требований государственного стандарта, установленного для их установка на транспортном средстве, за исключением нарушений, связанных с местом установки таких знаков (например, способ крепления государственных номерных знаков не соответствует установленным требованиям).

Этот пункт подтверждает, что мы говорим конкретно об указанных требованиях к установке. А не по определенным требованиям к присвоению и получению номеров.

Как правило, если вы были оштрафованы за желтые номера в автобусе, то описанный выше способ является первым способом оспорить этот штраф (на том основании, что использование номеров другого типа (15 вместо 1B) не является нарушением в соответствии со статьей 12.2, часть 1 КоАП).

Правомерно ли выписано требование за желтые номера?

Если вы сможете обжаловать штраф в соответствии с вышеуказанным вариантом, требование дорожной полиции будет отменено вместе со штрафом. Однако само требование ГИБДД вызывает ряд вопросов, поэтому остановимся на этом требовании более подробно.

Поэтому текст требования ссылается на ГОСТ Р50577-2018. Этот документ действителен и содержит следующий пункт:

Устанавливаются следующие типы номерных знаков:

3.2.1 Транспортные средства группы 1

Устанавливаются следующие типы номерных знаков:
— тип 1 — регистрационные знаки легковых, грузовых автомобилей и автобусов (кроме отнесенных к типу 1Б);
— тип 1А — номерные знаки легковых, грузовых и автобусов с нестандартными узлами крепления (за исключением отнесенных к типу 1Б);
— тип 1Б — регистрационные знаки легковых такси, транспортных средств, оборудованных для перевозки более восьми человек, осуществляющих перевозки на основании лицензии;

3.2.4 Транспортные средства группы 4 Устанавливаются следующие типы номерных знаков:

— тип 15 — для легковых, грузовых, коммерческих автомобилей, автобусов, автоприцепов и полуприцепов;

Примечание. При изучении ГОСТа было выявлено еще одно важное несоответствие. В документах ГИБДД указано, что автобус имел номерные знаки типа 15 (номера транспортных средств, временно допущенных к дорожному движению, в формате «MM 000 M 55″).

Однако на самом деле автобус имел стандартные номера Типа 1 в формате «M 000 MM 55». А это еще один вариант оспаривания документов ГИБДД на том основании, что водитель несет ответственность за использование номеров типа 15, а в автобусе таких номеров нет.

Однако вернемся к ГОСТу и предположим, что после изучения этой статьи сотрудники ГИБДД исправляют свои документы и заменяют фразу «тип 15» на словосочетание «тип 1″.

Итак, главный вопрос — должны ли водители изучать этот ГОСТ и соответствовать указанным в нем стандартам. Чтобы выяснить это, обратимся к тексту Дорожного кодекса или к пункту 7.15 Перечня дефектов и условий, при которых запрещается движение транспортных средств:

7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ установки не соответствуют ГОСТ Р 50577-93.

Во-первых, в этом пункте описаны те же нарушения Кодекса об административных правонарушениях:

  • номера не соответствуют ГОСТу (а номера на шине ГОСТ соответствуют);
  • способ установки не соответствует ГОСТу (но номера на шине устанавливаются по стандарту).
  • То есть водитель, опять же, не должен нести ответственности за использование желтых номеров.

    Во-вторых, пункт 7.15 ссылается на ГОСТ 50577 от 1993 года. А в документах ГИБДД фигурирует ГОСТ 50577 от 2018 года. И несмотря на то, что первая часть количества документов одинакова, речь идет о совершенно разных документах.

    То есть сотрудники ГАИ в процессуальных документах ссылаются на ГОСТ 50577-2018, однако текст ПДД не требует от водителя соблюдения требований этого ГОСТа. Это еще один вариант оспаривания документов ГИБДД, связанных с использованием желтых номеров.

    Итак, мы рассмотрели несколько неточностей, на основании которых можно попробовать обжаловать документы ГИБДД. Если ваш автобус попал в аналогичную ситуацию и вы решили обжаловать наложенный штраф, напишите в комментариях к этой статье о любых результатах.

    Ниже мы оценим, требуют ли действующие нормативные документы замены белых цифр на желтые.

    Нужно ли менять номера автобуса на желтые в 2022 году?

    Прежде всего, нужно сказать, что на данный момент нет нормативного документа, прямо говорящего о том, что автобусы с номерными знаками в обязательном порядке должны заменять белые номера на желтые.

    Поэтому мы пойдем по более сложному пути и постараемся найти в действующих нормативных документах ссылки на другие документы, регулирующие установку желтых номеров. Вернемся еще раз к тексту Дорожного кодекса или к пункту 7.15 Перечня дефектов и условий, при которых запрещается движение транспортных средств:

    7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ установки не соответствуют ГОСТ Р 50577-93.

    Это единственный пункт, связывающий правила дорожного движения и ГОСТ, в котором описаны типы автомобильных номеров. И он, опять же, просто говорит, что номер надо делать и устанавливать по стандарту.

    Однако перейдем к ГОСТ Р 50577-93. И тут нас ждет еще одна удивительная ситуация. Этот документ потерял силу, то есть недействителен. Просто законодатели не торопятся обновлять ссылку в тексте Дорожного кодекса.

    В неактивном ГОСТ 50577-93 найдем запись, связанную с установкой желтых номеров:

    3.2.1. Транспортные средства группы 1

    Устанавливаются следующие типы номерных знаков:

    1 — для легковых и грузовых автомобилей, фургонов и автобусов (кроме отнесенных к типу 1Б);

    1Б — для легковых такси, транспортных средств, оборудованных для перевозки более восьми человек (за исключением случаев, когда такая перевозка осуществляется по заказу или для нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

    То есть старый ГОСТ, на который ссылаются действующие правила дорожного движения, предусматривает, что желтые номера выдаются только коммерческим автобусам.

    В целом изучение нормативных документов свидетельствует о том, что обязательная замена белых номеров на желтые в законодательстве не прописана. Однако несколько читателей pddmaster.ru уже сталкивались с подобной проблемой. Поэтому полностью игнорировать его не стоит. Обращаем ваше внимание, что сотрудники ГИБДД начали обращать внимание на этот вопрос и будьте готовы ответить (со ссылками на нормативные документы), если вы окажетесь в подобной ситуации.

    Вообще сама ситуация с обязательством менять номера кажется несколько странной. Похоже, что в ГИБДД некоторых регионов не хватило размера уплаченных госпошлин, и сотрудники решили выехать на автобусах организаций для внеочередной перерегистрации. Как вы думаете, почему сотрудники просят заменить белые цифры на желтые? Напишите об этом в комментариях ниже.

    Если вы уже выполнили требование по установке желтых номеров, просьба также описать ситуацию в комментариях к этой статье. При этом прошу указать название региона, где остановились сотрудники ГАИ.

    Удачи на дорогах!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: