О перекрёстках с круговым движением

Кстати о кольцевых развязках

Как вы знаете, у нас в стране две беды: сумасшедшие и улицы. Иногда встречаются…

прошел год с тех пор, как правила дорожного движения были изменены во второй раз за 10 лет в части проезда перекрестков, на которых организовано круговое движение. Посмотрим, что из этого вышло.

Для начала необходимо развеять массовое заблуждение о существовании неких «каруселей» — этот распространенный термин абсурден даже с точки зрения русского языка. И это определение отсутствует как в ПДД РФ, так и в Венских конвенциях (их два: «Дорожное движение» и «Дорожные знаки»).

Круговая (кольцевая) проезжая часть сама по себе является дорогой, и представление о круговом движении как совокупности трех и более Т-образных перекрестков смежных (выездных) дорог с кольцом вполне оправдано.

При этом ничто не мешает раздельной организации движения на каждом из перекрестков, вплоть до установки светофорных объектов. Такой подход как минимум снимает вопрос, что такое «круговая развязка» в том случае, если светофор установлен, например, только на одном из перекрестков, а на остальных не регулируется.

В одной из дискуссий в Интернете, чтобы выйти из придуманного алогизма, этому перекрестку даже дали название «полурегулируемый».

Круговое движение в Венской конвенции

Так что же такое круговое движение и как его отличить? Вернемся к первоисточнику: Венской конвенции о дорожных знаках. Эта конвенция также обязана соответствовать национальному законодательству стран-участниц, в которые с 1974 г входил СССР, а в настоящее время — Российская Федерация.

Определение дано в Приложении 1 «Дорожные знаки», Раздел D «Обязательные знаки»:

Знак D, 3 «Обязательное движение» предписывает водителям следовать в направлении, указанном стрелками. Если перекресток с круговым движением обозначен знаком D, 3 в сочетании со знаком B, 1 или B, 2, водитель на кольцевой развязке имеет право преимущественного проезда.

Знак D, 3 в ПДД РФ имеет обозначение 4.3, знаки B, 1 и B, 2 — 2.4 «Пропуск» и 2.5 «Движение без остановки запрещено» соответственно.

Кстати о кольцевых развязках

Кстати о кольцевых развязках

Кстати о кольцевых развязках

Другого определения кругового движения в конвенциях нет. Далее следует первый важный вывод: при отсутствии знака D, 3 (4.3 в РФ) кругового движения нет! Даже если ваши глаза видят это, не следует применять никаких обходных правил.

Круговое движение в России

Действительно, именно так организовывалось движение до последней «реформы» в 2017 году. Все перекрестки, на которых было организовано круговое движение, были обозначены знаком 4.3, а вопрос о приоритете решался установкой соответствующих указателей. Более того, в их отсутствие действовало правило «вмешательство справа», и круг был второстепенной дорогой.

Предыдущая «реформа» 2010 года добавила к этому только то, что было написано прямо в Венской конвенции: установка указателей приоритета на перекрестках. Некоторым это не понравилось. То ли я хотел «единообразия», то ли еще что-то, но правила дорожного движения были заново переписаны. Хотя эту же проблему можно было решить самым простым способом: выставив сигналы приоритета во всех случаях, когда было решено, что круг является основным (как в Венской конвенции, так и во всем мире). Но мы нашли свой суверенный путь.

Что мы имеем сегодня, после второй «реформы»? Для начала посмотрим на описание знака 4.3:

4.3 «Круглый». Движение в направлении, указанном стрелками, разрешено.

Такая формулировка вызовет полное недоумение любого юриста. Спроси почему? Потому что, согласно этой формулировке, знак вовсе не предписывающий, хотя и входит в группу таковых.

Правила, как вы знаете, являются обязательными и диспозитивными. Императивы выражаются глаголами «должен, должен, должен» и аналогичными словами, что исключает свободу действий человека, на которого направлены правила. Именно так сформулирован пункт Венской конвенции: «Обязательный обход».

Глагол «разрешено» дает водителю свободу выбора: можно ехать этим путем, а можно — по-другому. То есть при входе в круг поворачивайте не вправо, а влево. Можно только удивляться, что до сих пор на это никто не обращал внимания.

Это безусловная ошибка, более того, это явное противоречие Венской конвенции и, без сомнения, должно быть срочно исправлено. Но статья не только об этом.

Посмотрим, как решилась приоритетная проблема после поправок 2017 г. Как известно, в правилах дорожного движения появился новый пункт:

13,111. При въезде на перекресток с круговым движением, обозначенном знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этому перекрестку.

Когда я впервые прочитал это, у меня сразу возник совершенно естественный вопрос. Разве невозможно было просто установить приоритетные сигналы, как это предусмотрено Венской конвенцией, и было ли это уже реализовано в подавляющем большинстве таких переходов? Признаки исчезли или завод обанкротился?

Хорошо, неисправностей не найду. Как решили, так и решили. Водители ко всему привыкнут. А то, что это чисто наш «суверенный» подход, — это ведь проблема иностранцев. Нашим соотечественникам проще выезжать за границу: везде есть указатели.

Проблема возникла в другом месте. В ситуации, когда движение организовано таким образом, что круг или его часть не являются основными. Без знаков приоритета не обойтись.

Давайте теперь внимательно перечитаем пункт 13.111 ПДД. Это что-нибудь говорит о сигналах приоритета? Нет, ни слова. Чисто логически приходим к выводу, что либо знак 4.3 — тогда круг является основным, либо приоритетными знаками. Одно несовместимо с другим.

И что это воплотилось на практике? Это привело к удалению указателей 4.3 на таких перекрестках (к счастью, не везде) и, в полном соответствии с действующими правилами (включая Венскую конвенцию), они перестали быть перекрестками, на которых организовано круговое движение. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, из которых два основных:

  1. При въезде на круг нет необходимости поворачивать направо, вы также можете повернуть налево. Строго говоря, исходя из описания знака 4.3, это можно было сделать и раньше, но теперь это еще больше подчеркивается полным отсутствием предписывающего знака.
  2. При въезде на этот перекресток водитель должен занять крайнее положение на проезжей части (пункт 8.5 ПДД), если иное не разрешено знаками или знаками.

К счастью или не повезло, но об этом не знают штурманы, которые «запоминают», что раньше это был круговой перекресток, и предупреждают водителя. Знаки не означают, что движение круговое.

понятно, что в сочетании со знаками приоритета обычно вешается знак 8.13, который показывает направление основной дороги и дает какую-то информацию водителю. Конкретно на схеме видно, что там есть кольцо. Но знак не является предписывающим знаком и за несоблюдение вышеперечисленных требований наказать нельзя.

Кстати о кольцевых развязках

В ряде случаев для устранения этого искусственно созданного столкновения начиналась установка на входе знака 4.1.2 или знаков особых указаний 5.15.1. Или нанесите соответствующие знаки на проезжую часть.

Кстати о кольцевых развязках

Кстати о кольцевых развязках

Поэтому каждый из этих перекрестков превратился в настоящую головоломку для водителя, который каждый раз обязан его расшифровывать. И, интересно, для чего?

Примеры перекрестков в России

Чтобы не быть голословным, привожу несколько фотографий.

Рисунок 1

Кстати о кольцевых развязках

Перекресток на Школьной улице в Видном перед «реформой», весна 2017 года. Все ясно: впереди круговое движение.

Рисунок 2

Кстати о кольцевых развязках

Такой же перекресток в городе Видное (подъезд с обратной стороны) уже осенью 2018 года. Как видите, кругового движения сейчас нет (не верьте своим глазам!). Можно спокойно повернуть налево, но со второй полосы нельзя двинуться направо! Водители трех автомобилей на фото нарушают правила дорожного движения.

Рисунок 3

Кстати о кольцевых развязках

Егорьевское шоссе (Московская область). Год 2018, то есть пункт 13.111 ПДД уже вступил в силу. Знак 4.3 устанавливается перед перекрестком, и водитель обязан уступить дорогу движущемуся по кругу транспортному средству. А по знаку 2.1 — главная дорога и приоритет. Мы плыли…

Рисунок 4

Кстати о кольцевых развязках

Подольск. Согласно правилам дорожного движения РФ и Венской конвенции кругового движения здесь нет. Со второй полосы входить на круг запрещено, хотя поворот налево неудобен, однако это не нарушение правил дорожного движения, достаточно уступить. Я могу представить себе анализ аварии из-за такого маневра…

Рисунок 5

Кстати о кольцевых развязках

Подольск тоже. Как говорится, без комментариев. Однако, если повернуть знак 2.4 в правильное положение, будет полное соответствие Венской конвенции.

Рисунок 6

Кстати о кольцевых развязках

Челябинск. Здесь тоже нет кругового движения, водители легковых автомобилей, выезжающие на пересечение проезжей части, нарушают п. 8.5 ПДД.

Рисунок 7

Кстати о кольцевых развязках

Тот же перекресток в Челябинске с другого подъезда. Здесь нет даже знака 4.3 и не верю своим глазам. Это не круг.

Рисунок 8

Кстати о кольцевых развязках

Третий подъезд на одноименном перекрестке в Челябинске. Судя по всему, организаторы движения догадались, что круг вовсе не круглый и хотя бы с одной стороны поставили отметки 5.15.1, позволяющие повернуть со всех трех полос. При этом левый поворот был запрещен ну по крайней мере так…

Думаю, хватит. Думаю, у каждого водителя есть много таких загадок.

хуже, когда ребус прописан в нормативном документе. Не сомневаюсь, что авторы поправок хотели «на лучшее», но, по словам В.С. Черномырдина, получилось — «как всегда».

Организация кругового движения в Европе

Если авторы хотели сделать «как в Европе», то есть устранить двоемыслие, то его не было и нет. Они руководствуются Венской конвенцией.

Если хотите, вот выдержка из Правил Федеративной Республики Германии (мой перевод):

§ 8 Преимущество

(1) На перекрестках и перекрестках транспортное средство, приближающееся справа, имеет преимущественное право. Это правило не действует

(1a) Если знак 215 («Круговая развязка») появляется под знаком 205 («Оставьте право проезда») на выезде с перекрестка, проезжающие через перекресток транспортные средства имеют право проезда. При въезде на такой круговой перекресток запрещается включать указатели поворота.

Отдельно хочу обратить внимание на указатели поворотов. Практически во всех учебниках и автошколах имплантировано правило: где поворачиваем руль, мы включаем такой поворотник. Зачем это делать, когда вы выезжаете на перекресток с круговым движением, когда все поворачивают направо? Конечно, если движение организовано правильно и в ПДД нет загадок, как у нас.

Любой европейский водитель, въехавший в нашу страну, при входе на круг будет воспринимать включенный сигнал правого поворота как намек на то, что водитель намерен покинуть круг при первом выезде. Даже если у водителя не было намерения это делать.

Съезд с кольцевой развязки не в крайней правой полосе в Европе — обычная практика, которая увеличивает трафик. А в США закон прямо предписывает выезжать именно в полосу, по которой водитель двигался по кругу.

Практически везде и всегда так организовано движение. Примеры:

Рисунок 9. Германия, Дрезден.

Кстати о кольцевых развязках

Рисунок 10. Прага.

Кстати о кольцевых развязках

Рисунок 11. Болгария, Бургас.

Кстати о кольцевых развязках

Автор статьи: Тимофей Черепанов, учитель автошколы, к.э.н., Москва

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: