О реверсивном движении

О реверсировании

Я предсказываю реакцию некоторых участников, прочитавших название статьи: «Ну, вот и еще один умник нашелся! Все это написано в правилах дорожного движения, нужно только уметь их понимать».

И я бы не писал об этом, если бы на практике не убедился, что в этом вопросе неправы не только ученики автошкол и обычные водители, но и авторы многочисленных статей и видеороликов.

Причины, на мой взгляд, две:

(a) Подавляющее большинство водителей в Российской Федерации вообще не сталкивались с реверсивным движением на практике, поскольку такая организация движения (TOD) используется только в нескольких крупных городах, где часто возникают заторы и существует так называемое челночное движение: все едут в город утром и возвращаются вечером. Встречные полосы относительно свободны и могут быть использованы для движения в противоположном направлении.

(b) Авторы правил дорожного движения обладают удивительным умением выражать свои мысли так, что не каждый может понять, что стоит за этими словами.

Давайте разберемся в сути вопроса.

Содержание статьи:

В каких случаях используются реверсивные светофоры?

Если читать Правила дорожного движения с самого начала, то о движении задним ходом впервые упоминается в разделе 6 «Светофоры и сигналы»:

6.7 Реверсивные светофоры с Х-образным красным сигналом и зеленым сигналом в виде направленной вниз стрелки используются для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, особенно тем, где направление движения может быть реверсивным. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные световые сигналы заднего хода могут быть дополнены янтарным сигналом в виде стрелки, направленной по диагонали вниз вправо или влево, включение которого указывает на то, что сигнал скоро изменится и движение должно осуществляться по полосе, на которую направлена стрелка.

При выключенном фонаре заднего хода и над полосой, обозначенной с обеих сторон знаком 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

В первом абзаце этого пункта дается определение полосы реверса, хотя и не прямое. Это полоса, на которой направление движения может быть изменено. Движение по такой полосе регулируется светофорами с Х-образным красным сигналом и направленной вниз зеленой стрелкой, которые называются реверсивными полосами.

О реверсировании

Однако в начале параграфа говорится, что это лишь частный случай таких светофоров. То есть, их можно использовать для регулирования движения на полосах, где нет реверсивного движения.

Если вспомнить со школы, что такое необходимые и достаточные условия (каждая селедка — рыба, но не каждая рыба — селедка), то должно быть понятно, что называть такие Х-образные светофоры (по ГОСТ Р 52289-2019 они обозначаются как Т.4 и Т.4.г — с дополнительной желтой стрелкой) «реверсивными» терминологически неверно. Этот термин может ввести в заблуждение, поскольку сигналы T.4 также устанавливаются, например, на въездах в туннели, на платных дорогах в местах доступа и в других местах, где необходимо регулировать движение отдельно по каждой из имеющихся полос, но нет реверсивного движения.

Чтобы не быть голословным, приведу в качестве примера фотографию входа в Северо-Западный (Серебряноборский) тоннель в Москве:

1. Х-образные светофоры на въезде в туннель. Движение разрешено по всем полосам:

О реверсировании

2. Вход в туннель во время ремонтных работ. Движение разрешено только по левой полосе:

Об инверсии

В каких случаях используются знаки «Реверсивное движение»?

Как мы видим, наличие над полосой «реверсивного» сигнала светофора не обязательно означает, что на этой дороге организовано реверсивное движение, поэтому прокрутите дальше и найдите дорожные знаки 5.8 «Реверсивное движение», 5.9 «Конец реверсивного движения» и 5.10 «Выезд на дорогу с реверсивным движением».

Об инверсии

О реверсировании

О реверсировании

Эти знаки указывают водителю на то, что дорога имеет реверсивное движение, но ничего не говорят о том, как она выглядит. Об этом говорится в последнем абзаце раздела 6.7 Кодекса дорожного движения. В то же время в тексте обычно приводится иллюстрация того, как на самом деле выглядит полоса для движения задним ходом: она обозначена с обеих сторон двойной пунктирной линией с обозначением 1.9. В ней также говорится, что на этой полосе запрещено движение при выключенном сигнале заднего хода.

Из текста также можно сделать вывод, что в данном случае полоса заднего хода действует как разделительная полоса, хотя это не согласуется с определением разделительной полосы в пункте 1.2 Правил дорожного движения (для такой полосы следует использовать разметку 1.2).

Что происходит в этом случае? Все сводится к тому, что «среднестатистический» водитель, который, возможно, даже никогда не видел подобной организации дорожного движения, делает вывод, что все выглядит именно так: полоса для отвода обозначена разметкой 1.9 с обеих сторон, а над ней установлен светофор для отвода движения. В этом нет ничего странного, ведь даже в Москве вы не увидите ничего другого.

Реверсивная полоса на улице Шереметьева в Москве:

Об инверсии

Обратите внимание также на конструкцию реверсивного светофора. Она имеет только одну секцию, а не две или три, как показано в ГОСТ Р 52289-2019. Технологии развиваются, и светодиодные матрицы могут генерировать различные сигналы на одном и том же дисплее, как мы видели на рисунке 2 и рисунке 3 выше. Это еще раз подтверждает, что неправильно называть такую сигнализацию обратимой.

Как должна использоваться реверсивная разметка?

Казалось бы, на этом тема исчерпана. А теперь представьте себя в роли водителя, который приехал в Кострому и увидел такую картину:

Об инверсии

Однажды я разместил эту фотографию в социальных сетях, где обсуждалась тема реверсивного движения. Поэтому реакция «обычного водителя» (возможно, там были и не «обычные» водители) была такой: «Откуда у тебя такая фотография? Это фотошоп!».

Нет, это не фотошоп — я скачал его с Яндекс карты и увидел дорогу своими глазами. Там так много «челночного» движения, что из четырех полос сделали две реверсивные.

Проезжая по мосту днем, я увидел точно такую же картину, как на фотографии: средние полосы разделены линией 1,9, а крайние — линией 1,5. Над каждой из средних полос висит реверсивный светофор, позволяющий разделить направление движения между полосами в соотношении 2:2 или 3:1 (1:3). В точке, показанной на рисунке, правый светофор разрешает движение, левый — запрещает. Это равносильно тому, что нет полосы для движения задним ходом, а вместо линии 1:9 есть 1:3. Остальное движение, по понятным причинам, регулируется светофорами.

Где в ГДД это отражено? Только в Приложении 2, где есть описание 1.9:

1.9 — Очерчивает границы полос для движения задним ходом; разделяет транспортные потоки в противоположных направлениях (при выключенных светофорах для движения задним ходом) на дорогах, где введено движение задним ходом;

Мне трудно представить, что человек сможет понять вторую часть этого описания, если она не будет проиллюстрирована конкретным примером использования такой маркировки.

Конечно, Правила дорожного движения — это не учебник для водителей, хотя примеры такого направления движения приведены в экзаменационных билетах (билет 8, вопрос 5; билет 15, вопрос 5; билет 32, вопрос 6). Но рядовой гражданин, сделавший водительское удостоверение до появления этого издания билетов, имеет представление о Правилах в лучшие времена…..

Схема движения для обоих случаев есть и в ГОСТ Р 52289-2019, но ее нет в Правилах дорожного движения. Имеется изображение только одной строки из строк 1,9:

Об инверсии

В ГОСТе есть два варианта этого обозначения:

Об инверсии

Когда я привожу эту иллюстрацию в качестве аргумента для своих оппонентов, они отвечают, что ездят не по ГОСТу, а по правилам дорожного движения.

Я предполагаю, что даже те, кто прочитал текст, до сих пор не поняли, почему полосы для движения задним ходом должны быть отделены не от 1.9, а от 1.5. Я сужу об этом по тому, как это воспринимают ученики школы водителей, которые еще не успели послушать преподавателя. И не все их слушают — сейчас в моде «онлайновое» обучение.

Все объясняется очень просто: если вместо строки 1.5 сделать разметку 1.9, то согласно уже упомянутому п. 6.7, когда светофор будет выключен, реверсивные полосы будут запрещены, и вместо четырех полос на дороге, показанной на рисунке 5 выше, будут только две левые полосы.

Воображающий читатель может спросить: может ли быть больше полос заднего хода на дороге и как это выглядит в таком случае? Да, может. В Барселоне, например, на одной улице их три.

Об инверсии

В частности, эта иллюстрация опровергает часто повторяемое утверждение, что если на проезжей части есть две линии разметки 1.9, то существует только одна полоса для движения задним ходом.

За рубежом есть даже примеры, когда вся дорога является реверсивной. Конечно, в этом случае существуют альтернативные маршруты.

Подводя итог вышеизложенным рассуждениям, можно сделать следующие выводы:

  • О наличии на дороге реверсивного движения сигнализируют знаки 5.8 и 5.10, а также наличие одной или двух линий разметки 1.9.
  • Х-образные светофоры над полосами движения не сигнализируют о наличии реверсивного движения на дороге, но при наличии вышеупомянутых знаков информируют водителя о том, какие полосы могут быть реверсивными. В этом отношении нет причин называть их фонарями заднего хода, поскольку водители с гораздо большей вероятностью увидят их в местах, где нет реверсивного движения (примеры выше). Такие светофоры просто разрешают движение по полосе, когда горит зеленая стрелка, запрещают движение, когда горит красный крест, и не запрещают движение, когда они выключены. Что касается дополнительной желтой стрелки, то ее использование описано в разделе 6.7 Кодекса дорожного движения и не требует дополнительных пояснений.
  • Что касается маркировки 1.9, то в дополнение к вышеупомянутым ссылкам, Дорожный кодекс, Приложение 2, пункт 1.26, устанавливает следующие требования:

    Об инверсии

    Стоит отметить, что в официальный текст правил дорожного движения, имеющих юридическую силу и опубликованных в «Консультанте», «Гаранте» и т.д., не включаются иллюстрации, не являющиеся неотъемлемой частью документа (как, например, приведенный выше рисунок из ГОСТа). Однако тот же условный «средний водитель» пользуется не официальным текстом, а различными бумажными изданиями или интернет-ресурсами.

    Я привел цитату с одного популярного сайта по обучению водителей, чтобы убедить читателя в том, что даже такие источники могут ошибаться. Смотрите сами: в тексте добавлены фотографии дорожной разметки 1.9, но почему-то она показана как две двойные пунктирные линии, а не одна, как должно быть по правилам дорожного движения. Теперь попробуйте соотнести это с тем, что вы видите на иллюстрациях в этой статье.

    Хотя сам текст юридически корректен и может использоваться в качестве руководства для водителей, сочетание иллюстраций здесь — полная белиберда, которая только сведет водителей с ума. Линия 1,9 — это одна двойная пунктирная линия!

    В то время как строка 1.9, хотя и сложная для понимания, является однозначной, ситуация, когда полоса для движения задним ходом ограничена с одной стороны строкой 1.5, не отражена в BSS. Предположим, что при движении по дороге, показанной на рисунке 5 или рисунке 7, все полосы реверсивного движения открыты для движения. В этом случае применяются Правила дорожного движения 9.2:

    9.2 На дорогах с двусторонним движением с четырьмя и более полосами запрещается обгон и выезд на встречную полосу. На этих дорогах можно поворачивать налево или направо на перекрестках и в других местах, где это не запрещено правилами, знаками и/или разметкой.

    Другими словами, выезд на встречную полосу на дороге с реверсивным движением запрещен в любом случае, даже если встречное движение отделено линией 1,5. Что касается поворота налево и движения задним ходом, то официального запрета нет, хотя здравый смысл подсказывает, что этого делать не следует, так как движение задним ходом организовано только на дорогах с интенсивным движением.

    Есть только один последний вопрос, связанный с движением задним ходом — он касается штрафов за нарушение правил дорожного движения. Глава 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит ни одной статьи, посвященной особенностям организации данного вида дорожного движения. Поэтому применяются общие нормы, применение которых не представляется проблемой в свете вышесказанного.

    Кроме того, автор вовсе не является сторонником такого подхода, который, к сожалению, встречается довольно часто, когда водитель руководствуется штрафом при принятии решения. В Российской Федерации нет наказания за такое поведение на дороге, как несоблюдение безопасной дистанции (нет даже численного критерия для этого). Что особенно удивляет водителей, у которых в результате некоторых ДТП автомобиль разбивается вдребезги, так это то, что за это не предусмотрено никакого наказания — ГИБДД выносит постановление об отказе в возбуждении дела. Подробнее об этом в одной из следующих статей.

    Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель вождения, д-р техн. наук, проф.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: