ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами

ОСГОП - обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами

Добрый день уважаемый читатель.

Наряду со страховкой ОСАГО, которая должна быть оформлена на все автомобили, в России существует еще одна дополнительная страховка, относящаяся к коммерческому транспорту. Это ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика.

Суть данной страховки сводится к тому, что в случае повреждения жизни, здоровья или имущества пассажира во время поездки на автобусе, этот ущерб должен быть возмещен страховой компанией в соответствии с OSGOP.

В этой статье пойдет речь о том, кому нужна страховка OSGOP, а также о некоторых особенностях этой страховки:

В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?

Основным нормативным документом, касающимся страхования ОСГОП, является Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого ущерба, причиненного при перевозке пассажиров на воздушном судне» метро».

Статья 1 закона гласит:

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении обязательного страхования ответственности вектор за причинение вреда их жизни, здоровью, имуществу при перевозке пассажиров (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имущество пассажиров, возникшее при их перевозке в метро.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования пассажирского транспорта любым видом транспорта (кроме пассажирских перевозок на метро), на какие транспортные карты действуют, кодексы, другие федеральные законы.

3. Настоящий федеральный закон не распространяется на перевозку пассажиров легкими такси, а также с помощью транспортных средств, гражданско-правовая ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного сооружения за ущерб, причиненный аварией в г опасное сооружение.

Из этой статьи можно сделать 2 вывода:

  • Страхование OSGOP не требуется для пассажирских такси.
  • Страхование является обязательным для транспортных средств, на которые действуют транспортные карты.
  • Второй момент требует более подробного пояснения. Рассмотрим статью 3 Закона «Об ОСГОП»:

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) перевозка пассажира — услуга, признаваемая перевозкой пассажира по транспортным картам, кодексам и иным федеральным законам (далее также — перевозка). Срок перевозки, включая время начала и окончания перевозки, определяется транспортными картами, кодексами, иными федеральными законами, а также частью 2 статьи 25 настоящего Федерального закона;

    3) перевозчик: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Российской Федерации. E в соответствии с законодательством РФ перевозить пассажиров, в том числе на основании договора аренды (независимо от обстоятельств, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или фактически осуществляют перевозку);

    Ссылаемся на Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта». Статья 2 этого закона расшифровывает понятие «перевозчик»:

    13) перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, нанявший согласно договору перевозки пассажир, договор перевозки грузов, обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти доверенный отправителем груз до места назначения и выдать загруженный багаж лицу, имеющему право на его получение;

    Из предыдущих пунктов следует, что OSGOP необходимо выпускать:

    1. при выполнении перевозок по договорам перевозки пассажиров;
    2. во время перевозки по договору аренды;
    3. для перевозок, которые действительно относятся к пунктам 1 или 2, но для которых контракт не предусмотрен.

    На основании вышеизложенного следует, что страхование ОСГОП требуется для автобусов и троллейбусов, которые:

  • это общественный транспорт, то есть возят пассажиров с билетами;
  • они работают по чартерным договорам, то есть сдаются в аренду для перевозки групп пассажиров.
  • Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?

    Если организация перевозит сотрудников в автобусе, она не является перевозчиком с точки зрения обсуждаемых выше законов. В этом случае билеты не оформляются и договор аренды не заключается.

    То есть страховка ОСГОП не требуется.

    Нужно ли ОСГОП на личный автобус?

    В этом случае все зависит от фактического использования автобуса. Если водитель автобуса перевозит свою семью или друзей, то он не является перевозчиком и OSGOP не требуется.

    Если водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:

    3. Перевозчик, не выполнивший возложенную на него настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозку при отсутствии договора обязательного страхования, индивидуальный, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющий транспорт физические лица с помощью транспортных средств, оборудованных для перевозки более восьми человек (за исключением случая, когда указанная перевозка осуществляется физическим лицом для личных, семейных или бытовых нужд), при отсутствии договора обязательного страхования они несут ответственность за ущерб, причиненный во время транспортировки на тех же условиях, что и страховое возмещение с надлежащим страхованием, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иные обязательства, установленные законодательством Российской Федерации.

    Стоит отметить, что закон «Об ОСГОП» предусматривает довольно высокие выплаты в случае причинения вреда жизни или здоровью (о них речь ниже). А если водителю придется самому оплачивать ущерб, то это может «положить конец» его транспортному бизнесу.

    Размер выплат по страховке ОСГОП

    Рассмотрим статью 8 федерального закона:

    2. В договоре обязательного страхования отдельно указываются страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности:

    1) с риском наступления гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира на сумму не менее двух миллионов двадцати пяти тысяч рублей на одного пассажира;

    2) о риске гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее двух миллионов рублей на одного пассажира;

    3) с риском наступления гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее двадцати трех тысяч рублей на одного пассажира.

    Таким образом, закон не устанавливает единых ставок выплат для страховых компаний. То есть каждая компания вправе предлагать перевозчику свои условия. Однако минимальные цифры указаны в законе.

    Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму не менее 2 025 000 рублей.

    Выше было сказано, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен выплатить эту сумму из собственного кармана за смерть каждого пассажира. Таким образом, при отсутствии страховки стоимость ущерба может быть очень значительной и привести к банкротству небольшой организации.

    Регрессное требование по ОСГОП

    Напоминаю, что обязательство по возмещению ущерба заключается в том, что в случае серьезных нарушений, допущенных перевозчиком, перевозчик должен будет возместить ущерб самостоятельно. То есть вместо страховки оплатит перевозчик.

    Примечание. Напоминаю, что для ОСАГО также существует перечень нарушений, при которых возможно обжалование.

    Для OSGOP возможны следующие причины регресса:

  • цель вектора;
  • водитель был пьян;
  • водитель не прошел обязательный медицинский осмотр (например, предрейсовый);
  • водитель не прошел обязательный медицинский осмотр;
  • водитель отказался от медицинского осмотра в состоянии опьянения;
  • водитель не имел права управлять автомобилем (без прав или без необходимой категории);
  • перевозчик нарушил режим работы и отдыха водителя;
  • если автобус освобожден во время поездки при наличии неисправностей, при которых эксплуатация запрещена;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
  • Обратите внимание, что в список включены практически все требования, предъявляемые к коммерческим автомобилям. Несоблюдение хотя бы одного из них приведет к тому, что перевозчик будет вынужден самостоятельно компенсировать ущерб пассажирам.

    В заключение хочу отметить, что больше всего организаций задаются вопросом, нужно ли приобретать полис OSGOP при перевозке пассажиров. Если транспорт коммерческий — значит нужен, если для собственных нужд — то нет.

    Удачи на дорогах!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: