Особенности оформления документов на перевозимый груз в электронном виде с 1 января 2022 года

Особенности оформления документов на перевозимые товары в электронном формате с 1 января 2022 года

Добрый день дорогой читатель.

С 1 января 2022 года в текст правил транзита внесены изменения, позволяющие представлять документы на перевозимые товары (накладную, наряд-наряд и сопроводительный лист) как на бумажном, так и в электронном виде.

Оформление документов – традиционный способ. Особенности оформления бумажных транспортных документов рассмотрены в следующих статьях:

  • дорожная карта;
  • заказ костюма;
  • прилагается лист.
  • Что касается электронного оформления товаросопроводительных документов, то большинство перевозчиков не нашли его до 2022 года. В данной статье речь пойдет об изменениях, внесенных в Федеральный закон «Устав наземного транспорта и городского наземного электрического транспорта», и будет рассказано об особенностях обработки транспортных документов в электронном формате.

    Содержание статьи:

    Разновидности информационных систем электронных перевозочных документов

    Прежде всего, перейдем к п. 1 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского электрического наземного транспорта:

    23) информационная система электронных транспортных документов — информационная система, обеспечивающая обмен электронными транспортными документами и содержащейся в них информацией между участниками информационного взаимодействия, а также направление операторами системы информации электронных транспортных документов таких документы и содержащиеся в них сведения в государственную информационную систему электронных товаросопроводительных документов;

    24) государственная информационная система электронных транспортных документов — информационная система федерального государства, обеспечивающая прием электронных транспортных документов и содержащихся в них сведений от операторов информационных систем электронных транспортных документов, обработку, хранение таких документов и сведений содержащихся в них, представление таких документов и содержащихся в них сведений в органы государственной власти Российской Федерации, а также выполнение иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    Обратите внимание, что подчеркнутые понятия в подпунктах 23 и 24 практически полностью совпадают. Единственным отличием является слово «государство» в пункте 24. И такое сходство создает некоторые трудности при самостоятельном изучении нормативного документа. Попробуем разобраться в различиях между этими понятиями:

  • Государственная ИС ЭПД (государственная информационная система электронных транспортных документов) — единая база данных, в которой собраны данные обо всех перевозочных документах. Перевозчики не могут работать напрямую с государственной ИС ЭПД.
  • ИС ЭТД (информационная система электронных транспортных документов) представляет собой базу данных посреднической организации, которая работает с перевозчиками и передает транспортные документы в состояние ИС ЭТД.
  • Говоря более простым языком, оператор ИС ЭПД – это некая организация (юридическое лицо), оказывающая всем желающим услуги по оформлению электронных транспортных документов. Таких организаций в стране может быть несколько.

    Например, при необходимости перевозки груза по электронной накладной отправитель, получатель и перевозчик обращаются к оператору ИС ЭПД. Оператор дает им возможность оформить коносамент. Например, через приложение.

    А в случае остановки ГИБДД электронный маршрутный лист, подготовленный в приложении, может быть представлен как документ перевозимого груза.

    При этом все участники перевозки (грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик) работают только с ИС ЭПД и не работают с государственной ИС ЭПД.

    Передача документов между ИС ЭПД и государственной ИС ЭПД

    25) договор на ведение электронных транспортных документов — договор об оказании услуг по предоставлению электронных транспортных документов и содержащейся в них информации в государственную информационную систему электронных транспортных документов. Такой договор является публичным договором и может также предусматривать оказание услуг по формированию электронных транспортных документов и содержащейся в них информации;

    В п. 25 именно операторы ИС ЭПД в соответствии с договором передают информацию о перевозочных документах в государственную информационную систему.

    То есть получается, что сначала все участники перевозки взаимодействуют с ИС ЭПД (посредником) и оформляют транспортные документы, а затем посредник передает эти документы в государственную ИС ЭПД.

    Давайте узнаем, для чего нужна государственная информационная система. Для этого еще раз вернемся к рассмотренному выше подпункту 24. В нем указано, что именно на государственную ИС ЭПД распространяются органы государственной власти Российской Федерации.

    Например, сотрудники ГИБДД или сотрудники ФНС (налоговой инспекции) могут общаться с государственной информационной системой электронных транспортных документов).

    Государственные органы взаимодействуют только со статусом ИС ЭПД (единая база данных) и не работают с операторами ИС ЭПД (юридическими лицами).

    Изучая нормативные документы, сложно понять, почему было принято решение разделить информационные системы на два этапа. Если у вас есть идеи по этому поводу, пишите в комментариях к этой статье.

    Какая организация может стать оператором ИС ЭПД?

    Введение нового понятия «ИС ЭПД» заставляет некоторые организации задуматься, есть ли смысл пользоваться услугами посреднических организаций для оформления электронных транспортных документов. Может есть смысл самому стать трейдером?

    Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, обратимся к пункту 4 статьи 18.1 Устава. Именно в нем перечислены обязанности оператора ИС ЭПД:

    4. Оператор информационной системы электронных транспортных документов обязан:

    1) быть юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) обладать телекоммуникационной инфраструктурой, расположенной на территории Российской Федерации, представляющей собой совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и технических устройств (в том числе программно-аппаратных комплексов, предназначенных для обработки и хранения данных, получаемых от участников информационного взаимодействия, и программных и аппаратный доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и круглосуточная обработка электронных транспортных документов и содержащейся в них информации, а также их передача в государственную информационную систему электронных транспортных документов;

    3) владеть техническими средствами электронной подписи, а также иметь право использовать на законных основаниях программные средства электронной подписи. Указанные средства электронной подписи должны соответствовать требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

    4) иметь чистые активы, стоимость которых составляет не менее трехсот миллионов рублей;

    5) обеспечить соответствие информационной системы электронного транспортного документа техническим требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи;

    6) обеспечивать круглосуточную обработку электронных транспортных документов и содержащейся в них информации;

    7) закрепить адрес электронных транспортных документов и содержащуюся в них информацию в государственной информационной системе электронных транспортных документов;

    8) предоставлять иную информацию, связанную с оформлением электронных транспортных документов, и информацию, содержащуюся в них, из информационной системы электронных транспортных документов в государственную информационную систему транспортных электронных документов по запросу оператора государственной информационной системы транспортных электронных документов по форме, установленной Правительством Российской Федерации;

    9) осуществлять идентификацию участников информационного взаимодействия с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» или с использованием расширенной квалифицированные подписи для проверки ключа электронного сертификата;

    10) обеспечивать конфиденциальность транспортных электронных документов и содержащихся в них сведений. При этом представление таких документов и содержащейся в них информации в государственную информационную систему электронных транспортных документов не признается нарушением конфиденциальности;

    11) обеспечить хранение транспортных электронных документов и содержащейся в них информации в неизменном виде в течение пяти лет со дня их получения, если более длительный срок хранения не установлен соглашением о документообороте в области электронных транспортных документов;

    12) защищать информацию, содержащуюся в информационной системе электронных транспортных документов, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

    13) гарантировать исключение возможности изменения, обезличивания, блокирования, удаления, уничтожения электронных транспортных документов и содержащейся в них информации при их обработке;

    14) гарантировать резервное копирование базы данных электронных транспортных документов и содержащейся в них информации, а также восстановление указанной базы данных из резервных копий в случае утраты этих документов и содержащейся в них информации;

    15) осуществлять уничтожение электронных транспортных документов и содержащейся в них информации по истечении пяти лет со дня размещения в государственной информационной системе электронных транспортных документов, если не установлен срок более длительного хранения по договору об электронном документообороте транспортных документов;

    16) осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в транспортных электронных документах и ​​используемых для идентификации лиц, участвующих в информационном взаимодействии, в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Федеральным законом от 27 июля № 152-ФЗ, 2006 г. «О персональных данных»;

    17) осуществлять обмен электронными транспортными документами и содержащейся в них информацией между участниками информационного взаимодействия, даже если участники информационного взаимодействия используют информационные системы электронных транспортных документов операторов других информационных систем электронных транспортных документов при осуществлении информационного взаимодействия;

    18) обеспечивает заключение и исполнение договора об электронном документообороте транспортных документов.

    Обратите внимание, что помимо множества технических требований в документе также содержится требование о наличии у организации чистых активов, сумма которых составляет не менее 300 000 000 рублей. Поэтому операторами информационных систем могут стать только достаточно крупные организации.

    Например, если в собственности организации всего 10 малотоннажных грузовиков (Газелей), такая организация не сможет стать оператором ИС ЭПД и будет вынуждена пользоваться услугами посредника (или оформлять транспортные документы в традиционном формате — на бумага).

    Что касается крупных транспортных организаций, то при необходимости они могут самостоятельно стать операторами информационных систем. А это позволит работать с ГосИС ЭПД напрямую, без посредников.

    В заключение хочу напомнить, что в 2022 году выдача электронных проездных документов не является обязательной. И если в вашей организации такие документы не требуются, то нормативные документы не запрещают продолжать использовать традиционный, бумажный вариант.

    Также предлагаю вам изучить полный текст обновленного Федерального закона:

    Письмо автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

    Удачи на дорогах!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: