Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года

Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года.

Доброе утро, дорогой читатель.

В предыдущих статьях серии «Новые правила дорожного движения с 1 марта 2023 года» мы рассмотрели правила дорожного движения для личных транспортных средств и для велосипедистов.

Сегодня мы поговорим о другой группе участников дорожного движения, для которых с 1 марта 2023 года также будут введены новые правила — о пешеходах.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2022.11.08 Постановление Правительства № 1769 от 06.10.2022. «О внесении изменений в некоторые правовые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений некоторых правовых актов Правительства Российской Федерации» был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.

Документ вступит в силу 1 марта 2023 года.

Источник: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070049

Правила дорожного движения с поправками

Приоритет пешеходов на велосипедных дорожках

Примите во внимание обновленный пункт 4.1 Правил дорожного движения:

При отсутствии тротуаров, пешеходных путей, велосипедных дорожек или обочин или при невозможности движения по ним пешеход может идти по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с центральной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Там, где нет тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек или обочин или их использование невозможно, пешеходы могут пользоваться велосипедной дорожкой или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). В этом случае пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и людям, использующим персональные мобильные устройства, при движении по велодорожкам или пересечении их.

В приведенном выше разделе говорится, что в некоторых случаях (при отсутствии тротуаров, переходов, велосипедных/пешеходных дорожек и обочин) пешеходы могут использовать велодорожки. Пешеходы, с другой стороны, должны уступать дорогу велосипедистам и SIM, т.е. у них нет преимущества.

Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года.

Это положение кажется вполне логичным. Однако важно помнить о Правилах дорожного движения 24.6, подробно рассмотренных в предыдущей статье:

В любом случае, когда велосипедисты и люди, использующие персональные вспомогательные средства, находятся вместе с пешеходами, приоритет имеют пешеходы.

Получается, что пешеходы имеют приоритет перед велосипедистами на велосипедной дорожке (раздел 4.1 Кодекса дорожного движения), но, с другой стороны, именно они имеют право проезда (раздел 24.6 Кодекса дорожного движения). Непонятно, как вести себя в такой ситуации на практике.

Движение пешеходов на проезжей части

Рассмотрим следующее изменение, которое также было внесено в п. 4.1:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти по направлению движения транспортных средств. Лица в инвалидных колясках или управляющие мотоциклом, мопедом или велосипедом в таких случаях должны следовать направлению движения.

При ходьбе по краю проезжей части пешеход должен идти по направлению движения транспортных средств. Инвалиды-колясочники, управляющие мотоциклом, мопедом, велосипедом или персональным мобильным устройством, в таких случаях должны следовать направлению движения.

В отличие от обычных пешеходов, которые должны идти по проезжей части в направлении движения транспортных средств (по левой стороне дороги), пешеходы, управляющие сим-картой, должны идти с транспортными средствами на своем пути (по правой стороне дороги).

Следует напомнить, что правила дорожного движения для индивидуальных средств передвижения более подробно рассматривались в предыдущих статьях:

Средства индивидуальной мобильности в правилах дорожного движения

Использование пешеходных переходов

Рассмотрение обновленной редакции правил дорожного движения 4.3:

4.3 Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, включая подземные переходы и эстакады, а при их отсутствии — по переходам, расположенным на тротуарах или обочинах.

4.3 Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, подземным переходам или эстакадам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Основной смысл этого пункта не изменился. Пешеходы, как и прежде, должны пересекать проезжую часть первыми по обычным пешеходным переходам, метро и эстакадам.

Тем не менее, изменения в этом пункте весьма существенны. Дело в том, что с 1 марта 2023 года метро и эстакады больше не будут считаться частным случаем обычных пешеходных переходов. Это означает, что будет 3 разных объекта:

  • пешеходный переход;
  • надземный пешеходный переход;
  • метро.
  • Это означает, что пункты законодательства, в которых говорится о пешеходных переходах, будут применяться только к обычным пешеходным переходам и не будут применяться к метро и эстакадам. На самом деле, эти пункты уже были составлены с учетом того, что они применяются только к обычным переездам.

    Внимание. Это изменение нелегко понять, поскольку первая формулировка «пешеходный переход» является частью «метро» и «виадука».

    Новая разметка для диагональных пешеходных переходов

    В законодательство были внесены изменения в несколько пунктов, касающихся разметки диагональных переходов:

    «Пешеходный переход — это участок проезжей части, трамвайного пути, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и/или разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и предназначенный для движения пешеходов. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

    «Пешеходный переход» — Участок проезжей части, трамвайного пути, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 — 1.14.3, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть. При отсутствии знаков ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

    Пункт 1.2 добавляет новую разметку под номером 1.14.3, которая может обозначать пешеходные переходы в дополнение к традиционной «зебре».

    1.14.3 — обозначает диагональный пешеходный переход;

    Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года.

    В Приложении 2 к Правилам дорожного движения добавлено описание разметки 1.14.3.

    На регулируемом перекрестке пересекать проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) можно только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей этот перекресток.

    На регулируемом перекрестке пересекать проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) можно только при наличии разметки 1.14.3 для такого пересечения.

    А в разделе 4.3 Правил дорожного движения от 1 марта 2023 года будет указано, что диагональные переходы должны быть обозначены новой разметкой 1.14.3 (не диагональный пешеходный переход).

    Внимание. Напомню, что маркировка 1.14.3 появилась в ГОСТе несколько лет назад (по состоянию на 1 июня 2018 года). Однако, поскольку он не был упомянут в правилах дорожного движения, было неясно, для чего именно он должен использоваться.

    Однако на практике разметку 1.14.3 можно встретить на некоторых перекрестках еще до внесения изменений в правила дорожного движения. Например, на фотографии ниже показан один из перекрестков в Москве, сфотографированный в 2021 году:

    Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года.

    Обратите внимание, что на фотографии видны следы традиционной полосы «зебра», которая была стерта перед нанесением новой диагональной разметки.

    Безопасность пешеходов на регулируемых переходах

    Рассмотрение обновленного пункта 4.5 Правил дорожного движения:

    4.5 На нерегулируемых пешеходных переходах пешеход может выходить на проезжую часть (путь) после того, как оценит расстояние до встречных транспортных средств, их скорость и убедится, что переход будет безопасен для него. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеход не должен создавать помех движению транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость, не убедившись в отсутствии встречных транспортных средств.

    4.5 На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трассу) после оценки расстояния до встречных транспортных средств, их скорости и убедившись, что переход будет безопасен для них. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеход не должен создавать помех движению транспортных средств или выходить из-за неподвижного транспортного средства или другого препятствия, мешающего обзору, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

    Слово «нерегулируемые» было исключено из раздела 4.5, так что с 1 марта 2023 года пешеходы должны сами заботиться о своей безопасности на всех пешеходных переходах. То есть, даже на регулируемом перекрестке, как только загорается зеленый свет, вы должны убедиться, что ни один автомобиль не продолжает движение через перекресток.

    Однажды я был свидетелем ситуации с новым 4,5 на практике. Несколько пешеходов стояли перед пешеходным переходом, ожидая, когда загорится зеленый свет. Сразу после того, как загорелся свет, два пешехода вышли на проезжую часть и встали у края тротуара.

    Позади них на дорогу выехал автомобиль на довольно высокой скорости и на красный свет:

    Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года.

    Крика «стоп» было достаточно, чтобы предотвратить аварию. Пешеходы остановились, и автомобиль проехал в нескольких сантиметрах от них.

    К сожалению, но таких спешащих пешеходов на дорогах довольно много. И надеемся, что обновленная версия 4.5 заставит их переосмыслить свои действия на дороге.

    Сигналы светофоров для пешеходов

    Рассмотрите обновленный раздел 6.5 Дорожного кодекса:

    6.5 Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и/или велосипеда, то он распространяется только на пешеходов (велосипедистов). Зеленый сигнал разрешает, а красный — запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

    6.5 Если сигнал имеет форму силуэта пешехода, он распространяется только на пешеходов (велосипедистов). Если сигнал выполнен в форме велосипеда, он распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, движущихся по велосипедной дорожке. Лица, использующие устройства индивидуальной мобильности в соответствии с пунктом 24.21 настоящих Правил, при движении по пешеходной дорожке, пешеходной или велосипедной дорожке, велопешеходной дорожке или велосипедной дорожке должны руководствоваться сигналами светофора в форме пешехода или велосипедиста соответственно. Зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих индивидуальные средства передвижения.

    В этом положении законодатель выделил светофоры для пешеходов и велосипедистов. До 1 марта 2023 года буквальное прочтение этого положения позволяет сделать вывод, что светофор для пешеходов распространяется как на велосипедистов, так и на пешеходов. То же самое можно сказать и о сигналах цикла.

    С 1 марта 2023 года светофоры будут четко разделены на 2 группы. Велосипедные сигналы предназначены для велосипедистов, а пешеходные сигналы — для пешеходов. Оба светофора предназначены для индивидуальных средств передвижения. В зависимости от того, где именно путешествует CIM. Более подробно этот вопрос рассматривается в статье «Светофоры для персональных мобильных устройств с 1 марта 2023 года».

    Приоритет пешеходов в жилой зоне

    Рассмотрение поправки, внесенной в Правила дорожного движения 17.1:

    17.1 В жилой зоне, т.е. в зоне, въезды и выезды которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешено как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют право прохода, но не могут необоснованно мешать движению транспортных средств.

    17.1 В жилой зоне, т.е. в зоне, въезд или выезд из которой осуществляется с помощью знаков 5.21 и 5.22, пешеходы могут пользоваться как тротуарами, так и проезжей частью. Пешеходы находятся в невыгодном положении в жилой зоне, но они не могут необоснованно мешать движению транспортных средств и людей, использующих персональные мобильные устройства, по проезжей части.

    Раздел 17.1 сам по себе дает пешеходам приоритет перед транспортными средствами в жилых зонах и дворах. Кроме того, он предписывает пешеходам не создавать необоснованных помех транспортным средствам. А поправка от 1 марта 2023 года заключается в том, что необоснованное вмешательство запрещено только на проезжей части жилых районов и во дворах.

    Поэтому, если пешеход стоит на тротуаре во дворе, а по тому же тротуару едет автомобиль, пешеход имеет право необоснованно помешать ему. Таким образом, получается, что п.

    Обратите внимание, что в п. 17.1 транспортные средства и инвалидные коляски перечислены через запятую. А это значит, что SIM-карты не являются транспортными средствами. Однако в п. 1.2 ПДД говорится об обратном (что такое SIM-карты). И возникает явное противоречие.

    Тем не менее, такое перечисление SIM и транспортных средств через запятую встречается в тексте Правил дорожного движения несколько раз. Можно предположить, что авторы правил просто скопировали формулировку этого пункта из старого закона, где SIM-карты не считались транспортными средствами.

    Хочу также напомнить, что на сайте pddmaster.ru опубликована серия статей, в которых достаточно подробно разъясняются действующие правила для пешеходов на дороге:

    Правила для пешеходов на дороге

    Что касается изменений в ПДД с 1 марта 2023 года, то они были рассмотрены в серии статей «Новые правила дорожного движения с 1 марта 2023 года». С содержанием этой серии можно ознакомиться на следующей странице:

    Изменения в правилах дорожного движения с 1 марта 2023 года — Оглавление

    Кроме того, рекомендую изучить обновленный текст правил дорожного движения:

    PDD 2023

    А в следующей статье мы расскажем о новых правилах дорожного движения для людей с ограниченными возможностями. Не пропустите!

    Удачи на дорогах!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: