Правила движения средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года

Правила для средств мобильности с 1 марта 2023 года.

Доброе утро, дорогой читатель.

В этой статье мы продолжим рассматривать новые правила дорожного движения для персональных средств передвижения, которые будут введены с 1 марта 2023 года.

Возможно, вы помните, что в предыдущих статьях мы рассматривали, что такое средства индивидуальной мобильности и где следует передвигаться с помощью CIM.

Однако сегодня давайте поговорим о том, когда средства индивидуальной мобильности имеют приоритет, а когда они должны уступать дорогу.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2022.10.21 Постановление Правительства № 1769 от 06.10.2022. «Об изменении некоторых правовых актов Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений некоторых правовых актов Правительства Российской Федерации» был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.

Документ вступит в силу 1 марта 2023 года.

Источник: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070049

Текст законодательства о дорожном движении с поправками

Скорость движения СИМ

Прежде всего, обратимся к первому пункту статьи 24.6 Правил дорожного движения:

24.6 Ограничение скорости для лиц, использующих персональные мобильные устройства, составляет 25 км/ч.

В этом пункте говорится, что максимальная скорость CIM составляет 25 км/ч.

И это ограничение распространяется на все элементы дорожной инфраструктуры: тротуары и обочины, а также проезжую часть.

Внимание. Ограничения скорости для КИМ изложены в разделе 24.6 правил, в отличие от всех остальных транспортных средств, где ограничения скорости изложены в специальном разделе «10. Ограничения скорости».

Важно понимать, что 25 км/ч — это максимальная скорость, но на некоторых участках дороги могут быть дополнительные ограничения:

Например, в жилых зонах и дворах ни одно транспортное средство (включая SIM-карты) не может превышать скорость 20 км/ч (раздел 10.2 Кодекса дорожного движения).

В этот момент возникают вопросы о том, насколько точно водитель КИМ должен контролировать скорость своего транспортного средства. Некоторые электрические скутеры оснащены спидометром, и с этим проблем быть не должно. Однако, когда речь идет об электрическом скейтборде, моноцикле или гироскутере, у них не только нет спидометра, но и нет места для его установки. Очевидно, поэтому скорость придется оценивать на глаз.

Аналогичный вопрос — кто и как будет контролировать соблюдение скорости персональными мобильными устройствами. SIM-карты не имеют номерных знаков, поэтому шансов получить штраф от автоматических камер нет. И вряд ли дорожная полиция будет проверять соблюдение скорости водителями SIM.

Кроме того, 25 км/ч — довольно высокая скорость, и большинство SIM-карт не смогут ее достичь, не технически. Другие транспортные средства должны будут как-то контролировать скорость.

Движение СИМ по проезжей части

Рассмотрение обновленных правил дорожного движения 24.5:

24.5 При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только по одной полосе.

24.5 Велосипедисты и пользователи устройств индивидуальной мобильности в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должны двигаться по правому краю проезжей части только по одной полосе. Однако пользователям персональных мобильных устройств запрещается обгонять или объезжать транспортные средства, движущиеся по левой стороне проезжей части.

Как и велосипедисты, водители КИМ должны двигаться по проезжей части только по одной полосе (за исключением велосипедных зон, но об этом речь пойдет ниже). Однако, в отличие от велосипедистов, КИМам не разрешается обгонять или объезжать любое транспортное средство по левой стороне проезжей части. Другими словами, НИМ не может обгонять или избегать другого НИМ, велосипедиста или автомобиля.

Важно понимать, что при движении по проезжей части CIM не может обгонять припаркованные автомобили. Это очень ограничивает движение в городах, где почти на каждой дороге припаркована как минимум одна машина.

Внимание. В предыдущей статье упоминалось, что вне населенных пунктов движение SIM по проезжей части также сильно ограничено, так как на большинстве дорог действует ограничение скорости 90 км/ч. И CIM не имеет права ездить по таким дорогам.

Одним словом, получается, что перемещение персональных мобильных устройств по проезжей части как в населенных пунктах, так и за их пределами сильно ограничено. Это означает, что с 1 марта 2023 года SIM-карты фактически станут транспортными средствами для движения по тротуарам, обочинам дорог и велосипедным дорожкам. А в некоторых местах вообще невозможно будет ездить на SIM, не нарушая требований кодекса дорожного движения.

Из этого пункта следует еще один важный и неоднозначный вывод. Правила запрещают обгон CIM и обгон слева, но они не запрещают обгон. Напомню, что обгон в 2022 году является маневром только в том случае, если транспортное средство выезжает на встречную полосу. Однако если транспортное средство выезжает на встречную полосу слева от встречного транспортного средства, такой маневр считается обгоном и не запрещен правилами.

Остается загадкой, почему пункт 24.5 сформулирован именно таким образом. Можно предположить, что составители просто перепутали термины.

В целом, ситуация выглядит довольно странно, поскольку обгон остановившегося автомобиля запрещен для CIM, но обгон движущегося автомобиля, для которого требуется более высокая скорость, уже нет.

Движение пешехода с СИМ по проезжей части

В предыдущей статье говорилось о том, что водитель CIM, превысивший скорость, становится пешеходом. Однако в случае, когда пешеход управляет индивидуальным облегчающим устройством, в некоторых случаях действуют иные правила, чем для пешеходов. Рассмотрение вопроса о регулировании дорожного движения 4.1:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти по направлению движения транспортных средств. Лица в инвалидных колясках или управляющие мотоциклом, мопедом или велосипедом в таких случаях должны следовать направлению движения.

При ходьбе по краю проезжей части пешеход должен идти по направлению движения транспортных средств. Инвалиды-колясочники, управляющие мотоциклом, мопедом, велосипедом или персональным мобильным устройством, в таких случаях должны следовать направлению движения.

Правила в этом случае точно такие же, как и для велосипедистов. Пешеход с ЦИМ должен идти по обочине проезжей части.

Многие водители не понимают этого правила, поэтому позвольте мне объяснить, для чего оно нужно:

Предположим, что взрослый водитель SIM-карты вышел на проезжую часть. Это допустимо, если нет других вариантов (более подробно этот вопрос обсуждался в предыдущей статье).

Неожиданно на дороге возникает препятствие, которое не позволяет CIM продолжить путь. Например, на аварийном мосту длиной 10 м может стоять дорожный знак, запрещающий движение CIM (дорожные знаки для CIM будут рассмотрены в одной из следующих статей цикла «Новые правила дорожного движения с 1 марта 2023 года»). В этом случае водитель CIM может сойти с моста, пересечь его пешком и снова продолжить движение по проезжей части.

Однако, если бы правила были другими и предписывали водителю CIM двигаться в направлении встречного транспортного средства, водителю автомобиля с пятым колесом пришлось бы сначала пересечь проезжую часть задним ходом до ближайшего пешеходного перехода, затем пересечь встречную проезжую часть до моста, пересечь мост и доехать до следующего пешеходного перехода, который позволит ему вернуться на встречную сторону. Однако SIM не может выехать на встречную полосу, поэтому длинный путь придется преодолевать пешком.

В целом, пункт 4.1 составлен вполне логично.

Предупреждение. Этот пункт относится только к пешеходам, управляющим CIM на проезжей части. Он не распространяется на бордюр, т.е. движение по нему разрешено в обоих направлениях.

Движение СИМ на автомагистралях

Рассмотрение обновленных Правил дорожного движения 16.1:

16.1 На автомагистралях запрещается:

пешеходы, домашние животные, велосипеды, мопеды, тракторы и самоходные машины, другие транспортные средства, скорость которых в соответствии с техническими характеристиками или техническим состоянием составляет менее 40 км/ч;

движение пешеходов, лиц, пользующихся индивидуальными транспортными средствами, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, других транспортных средств, скорость которых в соответствии с их техническими характеристиками или состоянием составляет менее 40 км/ч;

Параграф 16.1 гласит, что движение ЦИМ по автомагистралям запрещено.

Некоторые водители ошибочно полагают, что каждая национальная дорога является автомагистралью. Напомню, что автомагистраль — это только дорога, обозначенная следующим дорожным знаком:

Правила управления персональными средствами передвижения с 1 марта 2023 года.

Правила дорожного движения на автомагистралях

Максимальная скорость для автомобилей на автомагистрали составляет 110 км/ч. В связи с этим у вас может возникнуть следующий вопрос. Почему был введен дополнительный запрет на автомагистрали, ведь индивидуальным мобильным транспортным средствам запрещено ездить по дорогам, где максимальная скорость превышает 60 км/ч (этот вопрос обсуждался в предыдущей статье)?

Все очень просто. Если максимальная скорость на дороге превышает 60 км/ч, CIM не может самостоятельно двигаться по проезжей части. С другой стороны, на автомагистрали существует полный запрет на движение CIM по проезжей части. Не только на проезжей части, но и на обочине.

Внимание! КИМ также запрещена на проезжей части (раздел 16.3 Кодекса дорожного движения), т.е. на дорогах, обозначенных дорожным знаком 5.3:

Правила перемещения персональных средств передвижения с 1 марта 2023 года.

Приоритет СИМ при выезде из жилой зоны

Рассмотрите поправку, внесенную в пункт 17.3 РРД:

17.3 Водители должны уступать дорогу другим участникам движения при выезде из жилой зоны.

17.3 При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие персональные мобильные устройства, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

Основной смысл пункта 17.3 заключается в том, что при выезде из жилой зоны или двора водители CIM должны уступить дорогу всем остальным участникам дорожного движения.

Однако формулировка нового пункта 17.3 заслуживает особого внимания и вызывает вопросы. Дело в том, что он определяет 2 термина, разделенных запятыми: «водители» и «лица, пользующиеся личным транспортом». Другими словами, можно предположить, что законодатели не считают человека на SIM-карте водителем.

Однако, если обратиться к разделу 1.2 Правил дорожного движения, то, во-первых, SIM является транспортным средством, а во-вторых, лицо, управляющее любым транспортным средством, является водителем. Другими словами, человек, управляющий SIM-картой, по определению является водителем.

Поэтому неясно, почему законодатель дважды включил в пункт 17.3 ППП лиц, управляющих транспортным средством с помощью персональных мобильных устройств. Возможно, что этот раздел был просто переписан из законопроекта, с которым консультировались три года назад, не вдаваясь в подробности.

Приоритет пешеходов перед СИМ

Обратимся к пункту 24.6 Правил дорожного движения:

24.6 Если движение велосипедиста по тротуару, дорожке, бордюру или в пределах пешеходных зон создает угрозу или препятствует движению других лиц, велосипедист должен сойти с велосипеда и выполнить требования, предусмотренные настоящими правилами для движения пешеходов.

Если движение велосипедиста или лица, использующего индивидуальное устройство мобильности, в соответствии с условиями, изложенными в настоящих Правилах, по пешеходной дорожке, переходу, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки в пределах пешеходных зон) создает угрозу или препятствует движению пешеходов, велосипедист должен сойти с велосипеда и выполнить требования настоящих Правил в отношении движения пешеходов, а лицо, использующее индивидуальное устройство мобильности, должно сойти с велосипеда в соответствии с настоящими Правилами.

Параграф 24.6 описывает, как велосипедисты и водители ВПТ должны вести себя при движении по пешеходным дорожкам, тротуарам, пешеходным зонам и обочинам. Велосипедист, как и раньше, должен сойти с дороги, если он мешает пешеходам, и соблюдать правила для пешеходов. Однако для CIM правила другие. Водитель CIM может выходить или не выходить из автомобиля. Он или она просто должны снизить скорость до скорости пешеходов.

Обратите внимание, что с 1 марта 2023 года это требование будет распространяться и на велодорожки внутри пешеходных зон. Ситуация, о которой идет речь, заключается в следующем:

Положения об эксплуатации средств индивидуальной мобильности, вступающие в силу с 1 марта 2023 года.

На рисунке выше показан жилой комплекс, в пределах которого проложена велосипедная дорожка. Хотя эта полоса называется велосипедной, пешеходы имеют на ней приоритет. То есть, водители CIM и велосипедисты должны уступать дорогу пешеходам (велосипедисты должны спешиться, а водители CIM — спешиться или замедлиться).

Также заслуживает внимания третий абзац обновленного пункта 24.6:

Во всех случаях, когда велосипедисты и пешеходы используют персональные мобильные устройства совместно, приоритет имеют пешеходы.

В этом пункте говорится, что пешеходы имеют приоритет во всех случаях, когда им разрешено двигаться вместе с велосипедистами и CYM.

Напомним, что в предыдущей статье речь шла о том, куда разрешено перемещаться CIM в различных обстоятельствах. Анализ Кодекса дорожного движения показывает, что пешеходы также могут двигаться во всех этих местах при определенных обстоятельствах. За исключением, конечно, случаев, когда речь идет о выделенной полосе для велосипедистов и пешеходов. Поэтому параграф 24.6 требует, чтобы велосипедисты и CYM всегда уступали дорогу пешеходам.

А теперь еще одна двусмысленность. В обновленном разделе 4.1 Правил дорожного движения, который более подробно будет рассмотрен в одной из следующих статей цикла «Новые Правила дорожного движения с 1 марта 2023 года», говорится, что на велосипедных дорожках пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и ТС.

Таким образом, на велодорожках пешеходы уступают дорогу симам и велосипедистам, а велосипедисты и симы — пешеходам.

Приоритет при пересечении дороги СИМ

Рассмотрим новый параграф 24.61, регулирующий пересечение проезжей части водителем ЦИМ:

24.61 Когда велосипедист или лицо, использующее индивидуальное устройство мобильности, пересекает проезжую часть вне перекрестка, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по проезжей части.

На первый взгляд, этот пункт прост. При пересечении проезжей части вне перекрестков водители CIM должны уступать дорогу всем.

Давайте попробуем разобраться, к какой ситуации может быть применим этот пункт. По своей формулировке он не относится к перекресткам. Также не имеет смысла ссылаться на место выезда с прилегающей территории, так как соответствующее требование уже прописано в п. 8.3 Правил дорожного движения.

Правила персональной мобильности с 1 марта 2023 года.

Один из вариантов — нерегулируемое пересечение велосипедной дорожки с проезжей частью (велосипед на фото выше). Напомним, что до 8 апреля 2014 года в правилах существовал пункт, согласно которому велосипедисты должны были уступать дорогу автомобилям на таких перекрестках. Однако в 2014 году этот пункт был исключен.

Другой вариант — водитель CIM может пересечь проезжую часть в любой момент (скутер на фото выше). То есть ни на перекрестке, ни на пешеходном переходе, ни на выходе из соседнего дома. Мы имеем в виду, что пассажирский автомобиль, движущийся по тротуару, решает сойти с бордюра и выехать на противоположный тротуар. В этом случае водитель CIM должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения.

Если у вас есть примеры других ситуаций, в которых можно применить новую статью 24.61, напишите их в комментариях к этой статье.

Приоритет СИМ в велосипедной зоне

Рассмотрение обновленного пункта 24.11 Дорожного кодекса:

24.11 В зоне велосипедного движения:

Велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами и могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, с учетом требований пунктов 9.11-9.3 и 9.6-9.12 настоящих Правил;

велосипедисты и лица, пользующиеся индивидуальными средствами мобильности, имеют приоритет перед механическими транспортными средствами и могут пользоваться всей шириной проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, с учетом требований пунктов 9.11-9.3 и 9.6-9.12 настоящих Правил;

В велосипедной зоне для CIM действуют точно такие же правила, как и для велосипедистов:

  • КИМ имеет преимущество перед автотранспортом;
  • КИМ разрешено перемещать по всей ширине проезжей части, а не только вдоль правого края.
  • Напомним, что в предыдущей статье говорилось о том, что в велосипедных зонах разрешено находиться только совершеннолетним водителям персональных мобильных устройств (старше 14 лет).

    Внимание. В обновленной версии Кодекса водителей не указано, что ЦИМ имеет приоритет перед велосипедистами и что велосипедисты имеют приоритет перед ЦИМ. Другими словами, между этими группами транспортных средств нет установленного приоритета. И в каждом случае при совместной поездке они должны руководствоваться разными пунктами правил дорожного движения.

    Хочу также напомнить, что об изменениях в правилах дорожного движения с 1 марта 2023 года мы пишем в серии статей «Новые правила дорожного движения с 1 марта 2023 года». С содержанием этой серии можно ознакомиться на следующей странице:

    Изменения в правилах дорожного движения с 1 марта 2023 года — Оглавление

    Кроме того, рекомендую изучить обновленный текст правил дорожного движения:

    ПДД 2022

    Что ж, в следующей статье мы поговорим о светофорах и сигналах управления для персональных вспомогательных мобильных устройств. Не пропустите!

    Удачи на дорогах!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: