Добрый день уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о режиме работы и отдыха водителей, который регулируется законодательством. Дело в том, что несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, следящего за режимом работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.
Однако до сих пор многие автомобилисты не имеют информации о том, что представляет собой «правильный» способ вождения. В данной статье будут рассмотрены характеристики режима работы и отдыха, условий труда автомобилистов (действует с 1 января 2021 года), которые содержат информацию о времени работы водителя в различных ситуациях:
Давай начнем.
Внимание! В статье исследуется характеристика работы наемных водителей и индивидуальных предпринимателей. Стандарты для физических лиц обсуждаются в отдельной статье: «Как управлять личными грузовиками и автобусами».
- Графики работы водителей
- Рабочее время водителя
- Ежедневный учет рабочего времени
- Суммированный учет рабочего времени
- Разделение рабочего времени на части
- Ненормированный рабочий день
- Время управления автомобилем
- Специальные перерывы, включающиеся во время работы
- Режим отдыха водителей в 2021 году
- Перерыв для отдыха и питания
- Ежедневный (междусменный отдых)
- Еженедельный непрерывный отдых
- Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса
- Исключения для водителей
Графики работы водителей
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что для всех водителей должен быть установлен специальный режим работы.
График рабочего времени составляет работодатель и сообщается водителю. Графики составляются ежемесячно (на один месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания дневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и приема пищи в каждую смену, так как а также еженедельные дни отдыха.
Есть 2 типа учета рабочего времени:
Более подробно каждый из этих типов будет рассмотрен ниже.
Рабочее время водителя
Рассмотрим, из чего состоит рабочее время водителя:
9. В рабочее время водителя входит:
время вождения; время специальных перерывов для отдыха от вождения (далее — специальный перерыв); время работы, не связанное с вождением. 15. Рабочее время водителя, не связанное с вождением, включает:
а) Подготовительный и заключительный срок проведения работ перед выездом с линии и после возвращения с линии, а для междугороднего транспорта — выполнение работ в точке поворота или вдоль дороги (на стоянке) до и после окончания смены;
б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послесменных медицинских осмотров водителя, а также время в пути от места работы до места медосмотра и обратно;
в) время остановки в ожидании погрузочно-разгрузочных операций, в ожидании посадки и высадки пассажиров, оказание технической помощи;
г) время простоя, не по вине водителя;
рабочее время на устранение неисправностей автомобиля, проводимое самим водителем;
д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, заключенным с водителем трудовым договором и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом заключения представительного органа работников.
Обратите внимание, что здесь перечислены 8 различных занятий. Это говорит о том, что водителю не нужно управлять автомобилем в течение всего рабочего времени.
Например, если у водителя 8-часовой рабочий день, эти 8 часов также должны включать время для медицинских осмотров до и после поездки, время для перерывов, время для посадки и высадки пассажиров и т.д.
Обратите внимание, что некоторые организации могут попросить водителя сделать перерыв на отдых, сократив перерыв на обед. Это не верно.
Внимание! До 31 декабря 2020 года в рабочее время водителя также входило:
С 1 января 2021 года эти операции не включаются в рабочее время водителя.
Ежедневный учет рабочего времени
При ежедневном рабочем графике водитель работает в стандартную 40-часовую неделю.
Напомню еще раз, что на этот раз сюда включается не только время в пути.
Примечание. Дополнительные ограничения были введены до 31 декабря 2020 года. Если у водителя было 5 рабочих дней, продолжительность каждого из них не должна превышать 8 часов. Если у водителя было 6 рабочих дней, каждый из них не должен был быть дольше 7 часов. С 1 января 2021 года данные требования перестали действовать.
Суммированный учет рабочего времени
Сводный учет рабочего времени — более сложная схема. При такой схеме рабочее время водителя рассчитывается не в пределах 1 дня, а в пределах месяца.
Примечание. До 1 января 2021 года в отдельных случаях (в туристических местах и на сезонном транспорте) разрешалось применять накопительный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года отчетный период во всех случаях составляет 1 месяц. Он может быть увеличен до 3 месяцев по согласованию с представительным органом работников.
Например, в 31-дневном месяце 23 рабочих дня. В этом случае общее рабочее время водителя не должно превышать 23 * 8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает более 8 часов.
Однако и здесь есть свои особенности. При сводном учете продолжительность рабочего дня не может превышать 10 часов.
Есть исключения, когда рабочий день можно продлить до 12 часов:
Примечание. Список исключений обновлен с 1 января 2021 года.
Разделение рабочего времени на части
Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время можно было разделить на части только для водителей автобусов, работающих на обычных городских, пригородных и междугородних автобусных линиях, и для водителей служебных автомобилей государственных органов.
можно разделить рабочее время любого водителя на несколько частей. В этом случае перерыв назначается не позднее пяти часов после начала рабочего времени. Продолжительность перерыва не более:
При этом время отдыха и приема пищи в перерыв не включается.
Например, на практике это может происходить у водителя автобуса в следующий рабочий день:
Действия водителя | В реальном времени | Рабочее время |
На автобусе | 4 часа | 4 часа |
Расставаться | 2 часа | |
Обед | 2 часа | |
На автобусе | 4 часа | 4 часа |
Общий | 12 часов | 8 часов |
Такую схему можно использовать, например, для водителя автобуса, чтобы отвезти сотрудников предприятия и доставить их домой. При этом первая часть рабочего времени — с 7:30 до 11:30 для доставки рабочих к 9 часам, а вторая часть рабочего времени — с 15:30 до 19:30 для доставки рабочих, которые закончили смену в 18:00.
Ненормированный рабочий день
Кроме того, законом предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, установленном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Всеобъемлющее законодательство Российской Федерации, 2002 г., N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей пассажиров легковых автомобилей (за исключением легковых такси), а также водителей транспортных средств, занимающихся геологическими, топографо-геодезическими и изыскательскими работами, может быть установлен ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимает работодатель с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность смен с ненормированными рабочими днями устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни непрерывного еженедельного отдыха (далее — еженедельный отдых) предусмотрены в целом.
Нерегулярные рабочие дни могут быть любой продолжительности. Кроме того, общее количество рабочих часов не должно превышать 40 часов в неделю.
Время управления автомобилем
Выше учитывалась продолжительность рабочего времени водителя, поэтому мы поговорим непосредственно о времени вождения, которое занимает лишь часть рабочего дня.
Время вождения в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.
Примечание. До 31 декабря 2020 года действовало дополнительное ограничение при работе в горной местности при перевозке пассажиров автобусами общей длиной более 9,5 метров, а также при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов. Максимальное время вождения в этих случаях не должно превышать 8 часов.
Кроме того, время вождения может быть увеличено до 10 часов не чаще 2 раз в неделю.
Примечание. До 31 декабря 2020 года также разрешалось вести сводный учет времени вождения автобусов при управлении городскими и пригородными автобусами. Эта возможность была отменена с 1 января 2021 года.
Специальные перерывы, включающиеся во время работы
Во время работы водителя предусмотрены специальные перерывы для отдыха. Они предоставляются всем водителям.
Примечание 1. До 5 июня 2018 года эти перерывы предоставлялись только водителям, осуществляющим междугородние перевозки.
Примечания 2. С 1 января 2021 г изменились правила выбора продолжительности специальных перерывов (все новости перечислены ниже).
Перерыв длится 45 минут. Первый перерыв назначается через 4 часа 30 минут непрерывной езды. Последующие перерывы имеют такую же продолжительность и планируются каждые 4 часа 30 минут. Кроме того, если время перерыва совпадает с временем обеда, перерыв не назначается.
Кроме того, перерыв можно разделить на несколько частей. В этом случае продолжительность первого перерыва составляет не менее 15 минут, а последнего — не менее 30 минут. Промежуточные упоры (между первым и последним) могут быть любой длины.
Например, 8-часовой рабочий день водителя должен выглядеть так:
Действия водителя | В реальном времени | Рабочее время |
Медицинский осмотр перед поездкой | 15 минут | 15 минут |
Водить машину | 4 часа 30 минут | 4 часа 30 минут |
Специальный перерыв для отдыха | 45 минут | 45 минут |
Водить машину | 1 час | 1 час |
Обед | 30 минут | |
Водить машину | 1 час 30 минут | 1 час 30 минут |
Общий | 8 часов 30 минут | 8 часов |
Примечание. Если у водителя 8-часовой рабочий день, в течение которого 1 час отведен на обеденный перерыв, ему не нужны специальные перерывы для отдыха.
Выше мы учли время работы водителей. Его продолжительность не должна превышать значений, установленных законом. Ниже мы поговорим о времени отдыха, которое не должно быть меньше установленного законом.
Режим отдыха водителей в 2021 году
Что касается остальных драйверов, то он состоит из следующих компонентов:
Для каждого из типов установлены свои стандарты. Рассмотрим их подробнее.
Перерыв для отдыха и питания
Продолжительность перерыва на отдых и прием пищи от 30 минут до 2 часов.
Если рабочее время превышает 8 часов, могут быть предусмотрены 2 обеденных перерыва. При этом их общая продолжительность составляет от 30 минут до 2 часов.
Ежедневный (междусменный отдых)
По стандартной схеме учета рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше продолжительности рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха также включается время обеда.
Например. Пусть водитель работает по понедельникам с 8:00 до 17:00 (обеденный перерыв 1 час). При этом время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Следующий рабочий день не должен начинаться раньше 8:00.
При 7-часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше предыдущего.
При сводном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов.
Примечание. До 1 января 2021 года минимальный ежедневный период отдыха составлял 12 часов.
Кроме того, с 1 января 2021 года интервал между сменами может быть сокращен до 9 часов, но не более 3 раз в рабочую неделю (между двумя выходными днями).
Кроме того, остальное можно разделить на несколько частей. Первая часть должна быть не менее 3 часов, последняя — не менее 9 часов.
Еженедельный непрерывный отдых
Непрерывный еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Причем с 1 января 2021 года этот отдых не «накладывается» не между сменами, а заменяет его.
Примечание. До 31 декабря 2020 года минимальная продолжительность ежедневного отдыха составляла 42 часа, но она складывалась между сменами. В результате минимальная продолжительность уик-энда была больше.
Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса
В заключение предлагаю рассмотреть пример. Режим работы и отдыха водителя пригородного автобуса, который работает по протоколу рабочего времени:
Действия водителя | Пн | W | Мы б | NS | Пт | Суббота | Солнце |
Медицинский осмотр перед поездкой | 7:30 | 6:00 | 17:00 | 14:00 | 14:00 | ||
На автобусе | 7:45 утра | 6:15 утра | 17:15 | 14:15 | 14:15 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | ||||||
На автобусе | 17:15 | ||||||
Расставаться | 11:45 | ||||||
Обед | 13:45 | 10:00 | 21:00 | 7:00 вечера | 17:00 | ||
На автобусе | 14:45 | 11:00 утра | 22:00 | 8:00 вечера | 18:00 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | 14:30 | 22:00 | ||||
На автобусе | 17:15 | 15:15 | 22:15 | ||||
Специальный перерыв для отдыха | 19:30 | 00:00 | |||||
На автобусе | 8:00 вечера | 00:30 | |||||
Осмотр после поездки | 20:45 | 16:45 | 01:45 | 01:45 | 20:45 | ||
Отдых между сменами | 21:00 | 2:00 утра | 2:00 утра | 21:00 | |||
Еженедельный отдых | 17:00 | ||||||
Время работы, ч | 10,5 | 10 | 0 | восемь | одиннадцать | 0 | 6 |
Эта таблица была составлена, чтобы показать различные возможные варианты планирования рабочих дней:
- По понедельникам (с 11:45 до 13:45) у водителя перерыв (разделение рабочего времени на части), который не включается в рабочее время.
- Время работы по понедельникам — 10,5 часов, для пригородных автобусов это разрешено.
- Время работы автобусов Понедельник 9.25. Это разрешено, но не чаще двух раз в неделю.
- Время отдыха с понедельника по вторник — 9 часов. Это разрешено, но не более 3-х раз в течение рабочей недели между двумя выходными. Кроме того, в середине дня водитель взял 3-часовой перерыв (2 часа — разделенное рабочее время и 1 час — обед). Можно рассматривать ситуацию так, что отдых водителя в понедельник делится на 2 части (3 часа + 9 часов). Это разрешено.
- В среду водитель получил 48-часовой еженедельный отдых (с 17:00 вторника до 17:00 четверга). Это полный выходной, достаточный для начала следующей рабочей недели.
- По пятницам первая половина рабочего дня составляет 4 часа 45 минут, а в середине этой части есть только специальный 15-минутный перерыв. Этого достаточно, так как вторая часть перерыва, продолжительностью 30 минут, совпадает с обедом. А реальное время в пути до обеда составляет ровно 4,5 часа.
- В субботу у водителя фактически второй выходной, однако это отдых между сменами, так как его продолжительность составляет менее 45 часов (36 часов). То есть новая неделя разминирования не начинается в воскресенье.
- Водитель отработал 45,5 часов в неделю. Поскольку график составляется на месяц, у водителя будет возможность в дальнейшем отдыхать (в связи с другим графиком). Время вождения автобуса в неделю составило 39,25 часа.
В настоящее время для контроля режима работы и отдыха водителей используются специальные устройства — тахографы. За нарушение режима предусмотрено административное наказание от 3000 до 5000 рублей.
До 1 ноября 2019 года требовалось оборудовать тахографами только транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки. С 1 ноября 2019 года требование распространяется также на водителей частных автобусов и грузовиков категории C. Однако для личного автотранспорта режим движения устанавливается другим нормативным документом — Правилами дорожного движения:
Режимы вождения личных грузовиков и автобусов
Также, если вы хотите составить график работы водителей без нарушения закона, рекомендую самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:
Характеристика режима работы и отдыха, условия труда автомобилистов
Исключения для водителей
Существует несколько категорий драйверов, режим работы которых может не соответствовать требованиям, рассмотренным выше. Поговорим о драйверах:
Удачи на дорогах!