Режим труда и отдыха водителей

Режим работы и отдыха водителей

Добрый день уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о режиме работы и отдыха водителей, который регулируется законодательством. Дело в том, что несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, следящего за режимом работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Однако до сих пор многие автомобилисты не имеют информации о том, что представляет собой «правильный» способ вождения. В данной статье будут рассмотрены характеристики режима работы и отдыха, условий труда автомобилистов (действует с 1 января 2021 года), которые содержат информацию о времени работы водителя в различных ситуациях:

Давай начнем.

Внимание! В статье исследуется характеристика работы наемных водителей и индивидуальных предпринимателей. Стандарты для физических лиц обсуждаются в отдельной статье: «Как управлять личными грузовиками и автобусами».

Режим работы и отдыха водителей

Графики работы водителей

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что для всех водителей должен быть установлен специальный режим работы.

График рабочего времени составляет работодатель и сообщается водителю. Графики составляются ежемесячно (на один месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания дневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и приема пищи в каждую смену, так как а также еженедельные дни отдыха.

Есть 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени. Продолжительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законом.
  • Сводный учет рабочего времени. Продолжительность рабочих дней может быть разной. Бывают длинные дни, которые не являются нормой. Однако количество рабочих часов в месяц находится в пределах нормы.
  • Более подробно каждый из этих типов будет рассмотрен ниже.

    Рабочее время водителя

    Рассмотрим, из чего состоит рабочее время водителя:

    9. В рабочее время водителя входит:

  • время вождения;
  • время специальных перерывов для отдыха от вождения (далее — специальный перерыв);
  • время работы, не связанное с вождением.
  • 15. Рабочее время водителя, не связанное с вождением, включает:

    а) Подготовительный и заключительный срок проведения работ перед выездом с линии и после возвращения с линии, а для междугороднего транспорта — выполнение работ в точке поворота или вдоль дороги (на стоянке) до и после окончания смены;

    б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послесменных медицинских осмотров водителя, а также время в пути от места работы до места медосмотра и обратно;

    в) время остановки в ожидании погрузочно-разгрузочных операций, в ожидании посадки и высадки пассажиров, оказание технической помощи;

    г) время простоя, не по вине водителя;

    рабочее время на устранение неисправностей автомобиля, проводимое самим водителем;

    д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, заключенным с водителем трудовым договором и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом заключения представительного органа работников.

    Обратите внимание, что здесь перечислены 8 различных занятий. Это говорит о том, что водителю не нужно управлять автомобилем в течение всего рабочего времени.

    Например, если у водителя 8-часовой рабочий день, эти 8 часов также должны включать время для медицинских осмотров до и после поездки, время для перерывов, время для посадки и высадки пассажиров и т.д.

    Обратите внимание, что некоторые организации могут попросить водителя сделать перерыв на отдых, сократив перерыв на обед. Это не верно.

    Внимание! До 31 декабря 2020 года в рабочее время водителя также входило:

  • время защиты от нагрузки (засчитано не менее 30 процентов);
  • время, проведенное в машине, когда ею управлял второй водитель (было засчитано не менее 50 процентов).
  • С 1 января 2021 года эти операции не включаются в рабочее время водителя.

    Ежедневный учет рабочего времени

    При ежедневном рабочем графике водитель работает в стандартную 40-часовую неделю.

    Напомню еще раз, что на этот раз сюда включается не только время в пути.

    Примечание. Дополнительные ограничения были введены до 31 декабря 2020 года. Если у водителя было 5 рабочих дней, продолжительность каждого из них не должна превышать 8 часов. Если у водителя было 6 рабочих дней, каждый из них не должен был быть дольше 7 часов. С 1 января 2021 года данные требования перестали действовать.

    Суммированный учет рабочего времени

    Сводный учет рабочего времени — более сложная схема. При такой схеме рабочее время водителя рассчитывается не в пределах 1 дня, а в пределах месяца.

    Примечание. До 1 января 2021 года в отдельных случаях (в туристических местах и ​​на сезонном транспорте) разрешалось применять накопительный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года отчетный период во всех случаях составляет 1 месяц. Он может быть увеличен до 3 месяцев по согласованию с представительным органом работников.

    Например, в 31-дневном месяце 23 рабочих дня. В этом случае общее рабочее время водителя не должно превышать 23 * 8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает более 8 часов.

    Однако и здесь есть свои особенности. При сводном учете продолжительность рабочего дня не может превышать 10 часов.

    Есть исключения, когда рабочий день можно продлить до 12 часов:

  • В случае необходимости предоставить водителю возможность добраться до места отдыха или завершить транспортировку.
  • Для водителей автобусов на городских и загородных маршрутах.
  • Водители, осуществляющие перевозки для учреждений здравоохранения, общественных организаций, телеграфных, телефонных и почтовых служб, вещателей обязательных государственных телеканалов и радиоканалов России, оператора связи, осуществляющего цифровое наземное вещание обязательных государственных телеканалов и радиоканалов России, аварийно-спасательные службы, перевозки служебными автомобилями при техническом обслуживании руководителей организаций, перевозки автотранспортом в пути, перевозки легковыми такси, а также водителями, работающими в составе вахтовых бригад с вахтовым методом организации работы.
  • Примечание. Список исключений обновлен с 1 января 2021 года.

    Разделение рабочего времени на части

    Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время можно было разделить на части только для водителей автобусов, работающих на обычных городских, пригородных и междугородних автобусных линиях, и для водителей служебных автомобилей государственных органов.

    можно разделить рабочее время любого водителя на несколько частей. В этом случае перерыв назначается не позднее пяти часов после начала рабочего времени. Продолжительность перерыва не более:

  • три часа для водителей городского и загородного общественного транспорта;
  • пять часов для остальных пилотов.
  • При этом время отдыха и приема пищи в перерыв не включается.

    Например, на практике это может происходить у водителя автобуса в следующий рабочий день:

    Действия водителя В реальном времени Рабочее время
    На автобусе 4 часа 4 часа
    Расставаться 2 часа
    Обед 2 часа
    На автобусе 4 часа 4 часа
    Общий 12 часов 8 часов

    Такую схему можно использовать, например, для водителя автобуса, чтобы отвезти сотрудников предприятия и доставить их домой. При этом первая часть рабочего времени — с 7:30 до 11:30 для доставки рабочих к 9 часам, а вторая часть рабочего времени — с 15:30 до 19:30 для доставки рабочих, которые закончили смену в 18:00.

    Ненормированный рабочий день

    Кроме того, законом предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:

    8. В порядке, установленном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Всеобъемлющее законодательство Российской Федерации, 2002 г., N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей пассажиров легковых автомобилей (за исключением легковых такси), а также водителей транспортных средств, занимающихся геологическими, топографо-геодезическими и изыскательскими работами, может быть установлен ненормированный рабочий день.

    Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимает работодатель с учетом мнения представительного органа работников.

    Количество и продолжительность смен с ненормированными рабочими днями устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни непрерывного еженедельного отдыха (далее — еженедельный отдых) предусмотрены в целом.

    Нерегулярные рабочие дни могут быть любой продолжительности. Кроме того, общее количество рабочих часов не должно превышать 40 часов в неделю.

    Время управления автомобилем

    Выше учитывалась продолжительность рабочего времени водителя, поэтому мы поговорим непосредственно о времени вождения, которое занимает лишь часть рабочего дня.

    Время вождения в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.

    Примечание. До 31 декабря 2020 года действовало дополнительное ограничение при работе в горной местности при перевозке пассажиров автобусами общей длиной более 9,5 метров, а также при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов. Максимальное время вождения в этих случаях не должно превышать 8 часов.

    Кроме того, время вождения может быть увеличено до 10 часов не чаще 2 раз в неделю.

    Примечание. До 31 декабря 2020 года также разрешалось вести сводный учет времени вождения автобусов при управлении городскими и пригородными автобусами. Эта возможность была отменена с 1 января 2021 года.

    Специальные перерывы, включающиеся во время работы

    Во время работы водителя предусмотрены специальные перерывы для отдыха. Они предоставляются всем водителям.

    Примечание 1. До 5 июня 2018 года эти перерывы предоставлялись только водителям, осуществляющим междугородние перевозки.

    Примечания 2. С 1 января 2021 г изменились правила выбора продолжительности специальных перерывов (все новости перечислены ниже).

    Перерыв длится 45 минут. Первый перерыв назначается через 4 часа 30 минут непрерывной езды. Последующие перерывы имеют такую ​​же продолжительность и планируются каждые 4 часа 30 минут. Кроме того, если время перерыва совпадает с временем обеда, перерыв не назначается.

    Кроме того, перерыв можно разделить на несколько частей. В этом случае продолжительность первого перерыва составляет не менее 15 минут, а последнего — не менее 30 минут. Промежуточные упоры (между первым и последним) могут быть любой длины.

    Например, 8-часовой рабочий день водителя должен выглядеть так:

    Действия водителя В реальном времени Рабочее время
    Медицинский осмотр перед поездкой 15 минут 15 минут
    Водить машину 4 часа 30 минут 4 часа 30 минут
    Специальный перерыв для отдыха 45 минут 45 минут
    Водить машину 1 час 1 час
    Обед 30 минут
    Водить машину 1 час 30 минут 1 час 30 минут
    Общий 8 часов 30 минут 8 часов

    Примечание. Если у водителя 8-часовой рабочий день, в течение которого 1 час отведен на обеденный перерыв, ему не нужны специальные перерывы для отдыха.

    Выше мы учли время работы водителей. Его продолжительность не должна превышать значений, установленных законом. Ниже мы поговорим о времени отдыха, которое не должно быть меньше установленного законом.

    Режим отдыха водителей в 2021 году

    Что касается остальных драйверов, то он состоит из следующих компонентов:

  • Перерыв на отдых и питание (обед);
  • Ежедневно (отдых между сменами);
  • Непрерывный еженедельный отдых (день отдыха);
  • Для каждого из типов установлены свои стандарты. Рассмотрим их подробнее.

    Перерыв для отдыха и питания

    Продолжительность перерыва на отдых и прием пищи от 30 минут до 2 часов.

    Если рабочее время превышает 8 часов, могут быть предусмотрены 2 обеденных перерыва. При этом их общая продолжительность составляет от 30 минут до 2 часов.

    Ежедневный (междусменный отдых)

    По стандартной схеме учета рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше продолжительности рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха также включается время обеда.

    Например. Пусть водитель работает по понедельникам с 8:00 до 17:00 (обеденный перерыв 1 час). При этом время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Следующий рабочий день не должен начинаться раньше 8:00.

    При 7-часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше предыдущего.

    При сводном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов.

    Примечание. До 1 января 2021 года минимальный ежедневный период отдыха составлял 12 часов.

    Кроме того, с 1 января 2021 года интервал между сменами может быть сокращен до 9 часов, но не более 3 раз в рабочую неделю (между двумя выходными днями).

    Кроме того, остальное можно разделить на несколько частей. Первая часть должна быть не менее 3 часов, последняя — не менее 9 часов.

    Еженедельный непрерывный отдых

    Непрерывный еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Причем с 1 января 2021 года этот отдых не «накладывается» не между сменами, а заменяет его.

    Примечание. До 31 декабря 2020 года минимальная продолжительность ежедневного отдыха составляла 42 часа, но она складывалась между сменами. В результате минимальная продолжительность уик-энда была больше.

    Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса

    В заключение предлагаю рассмотреть пример. Режим работы и отдыха водителя пригородного автобуса, который работает по протоколу рабочего времени:

    Действия водителя Пн W Мы б NS Пт Суббота Солнце
    Медицинский осмотр перед поездкой 7:30 6:00 17:00 14:00 14:00
    На автобусе 7:45 утра 6:15 утра 17:15 14:15 14:15
    Специальный перерыв для отдыха 17:00
    На автобусе 17:15
    Расставаться 11:45
    Обед 13:45 10:00 21:00 7:00 вечера 17:00
    На автобусе 14:45 11:00 утра 22:00 8:00 вечера 18:00
    Специальный перерыв для отдыха 17:00 14:30 22:00
    На автобусе 17:15 15:15 22:15
    Специальный перерыв для отдыха 19:30 00:00
    На автобусе 8:00 вечера 00:30
    Осмотр после поездки 20:45 16:45 01:45 01:45 20:45
    Отдых между сменами 21:00 2:00 утра 2:00 утра 21:00
    Еженедельный отдых 17:00
    Время работы, ч 10,5 10 0 восемь одиннадцать 0 6

    Эта таблица была составлена, чтобы показать различные возможные варианты планирования рабочих дней:

    1. По понедельникам (с 11:45 до 13:45) у водителя перерыв (разделение рабочего времени на части), который не включается в рабочее время.
    2. Время работы по понедельникам — 10,5 часов, для пригородных автобусов это разрешено.
    3. Время работы автобусов Понедельник 9.25. Это разрешено, но не чаще двух раз в неделю.
    4. Время отдыха с понедельника по вторник — 9 часов. Это разрешено, но не более 3-х раз в течение рабочей недели между двумя выходными. Кроме того, в середине дня водитель взял 3-часовой перерыв (2 часа — разделенное рабочее время и 1 час — обед). Можно рассматривать ситуацию так, что отдых водителя в понедельник делится на 2 части (3 часа + 9 часов). Это разрешено.
    5. В среду водитель получил 48-часовой еженедельный отдых (с 17:00 вторника до 17:00 четверга). Это полный выходной, достаточный для начала следующей рабочей недели.
    6. По пятницам первая половина рабочего дня составляет 4 часа 45 минут, а в середине этой части есть только специальный 15-минутный перерыв. Этого достаточно, так как вторая часть перерыва, продолжительностью 30 минут, совпадает с обедом. А реальное время в пути до обеда составляет ровно 4,5 часа.
    7. В субботу у водителя фактически второй выходной, однако это отдых между сменами, так как его продолжительность составляет менее 45 часов (36 часов). То есть новая неделя разминирования не начинается в воскресенье.
    8. Водитель отработал 45,5 часов в неделю. Поскольку график составляется на месяц, у водителя будет возможность в дальнейшем отдыхать (в связи с другим графиком). Время вождения автобуса в неделю составило 39,25 часа.

    В настоящее время для контроля режима работы и отдыха водителей используются специальные устройства — тахографы. За нарушение режима предусмотрено административное наказание от 3000 до 5000 рублей.

    До 1 ноября 2019 года требовалось оборудовать тахографами только транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки. С 1 ноября 2019 года требование распространяется также на водителей частных автобусов и грузовиков категории C. Однако для личного автотранспорта режим движения устанавливается другим нормативным документом — Правилами дорожного движения:

    Режимы вождения личных грузовиков и автобусов

    Также, если вы хотите составить график работы водителей без нарушения закона, рекомендую самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:

    Характеристика режима работы и отдыха, условия труда автомобилистов

    Исключения для водителей

    Существует несколько категорий драйверов, режим работы которых может не соответствовать требованиям, рассмотренным выше. Поговорим о драйверах:

  • пожарная машина;
  • спасательные машины;
  • занят в международных перевозках;
  • служебные автомобили органов государственной власти и местного самоуправления;
  • автомобили, которые работают на территории компании без проезда по дорогам общего пользования;
  • машины ведомственной охраны;
  • транспортные средства субъектов, осуществляющих оперативно-исследовательскую деятельность;
  • военная техника.
  • Удачи на дорогах!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: