Режим управления личными грузовиками и автобусами в 2021 году

Персональные режимы вождения грузовиков и автобусов в 2021 году

Добрый день уважаемый читатель.

В этой статье мы сосредоточимся на временных стандартах для вождения грузовиков и автобусов, которым должны соответствовать люди в 2021 году.

Еще раз подчеркиваю, что следующие стандарты относятся только к личным автомобилям. Отдельной статьей рассмотрен режим работы и отдыха транспортных средств организаций (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Напоминаю, что с 1 ноября 2019 года тахографы (устройства для контроля времени вождения автомобилей) должны быть установлены на грузовые автомобили массой более 3,5 тонн и частные автобусы. Конкретные сроки установки для разных групп автомобилей обсуждаются в отдельной статье.

Тахограф позволяет проверить соответствие водителя нормам вождения автомобиля или автобуса. Речь идет о стандартах, о которых речь пойдет ниже.

Статья написана на основе раздела 26 правил дорожного движения, который включен в правила дорожного движения с 1 января 2020 года.

Что должно учитываться при управлении грузовиком и автобусом?

Прежде всего, рассмотрим основные понятия, используемые в разделе 26 ПДД:

  • Время вождения — это время, когда человек управляет грузовиком и автобусом.
  • Перерыв для отдыха — это перерыв, который водитель должен делать во время вождения.
  • Ежедневный отдых — это время непрерывного отдыха, которое следует резервировать на ежедневной основе.
  • Еженедельный отдых — это время непрерывного отдыха, назначаемое водителю один раз в неделю.
  • Примечание. В отличие от коммерческого транспорта, личный транспорт не учитывает общее рабочее время человека.

    Основываясь на перечисленных выше концепциях, вы можете составить расписание, которое позволит вам беспрерывно управлять своим грузовиком или автобусом. Об этом и пойдет речь ниже.

    Еженедельный отдых

    Базовое правило

    В первую очередь рассмотрим концепцию еженедельного отдыха, которую следует учитывать при вождении грузовика. Пункт 26.3 ПДД:

    26.3. Отдых водителя от управления автомобилем должен быть непрерывным и составлять:

  • не менее 45 часов в период, не превышающий шести 24-часовых периодов с конца еженедельного отдыха (еженедельного отдыха). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не чаще одного раза в течение 2 календарных недель подряд. Разница во времени, в течение которой еженедельный отдых полностью сокращается, должна быть в пределах 3 календарных недель подряд после окончания календарной недели, в течение которой был сокращен еженедельный отдых, используемой водителем для отдыха от вождения.
  • 1. Еженедельный отдых должен быть не менее 45 часов.

    2. Еженедельный период отдыха назначается каждые 6 дней.

    Обратите внимание, что для личных водителей грузовиков и автобусов базовым значением для расчета является не полная неделя (7 дней), а 6 дней.

    Например, в понедельник водитель начинает водить грузовик в 8 часов утра. В этом случае расчетный период (6 дней) заканчивается в 8 часов утра воскресенья.

    Если вы отложите свой еженедельный отдых на последний момент, он должен начаться не позднее 11 утра пятницы.

    То есть получается, что если вы не используете исключение (о чем пойдет речь ниже), водитель не может использовать грузовик или автобус в течение 5 рабочих дней подряд.

    Исключение 1 раз в 2 недели

    Если вы используете исключение, вы можете сократить время еженедельного отдыха до 24 часов каждые 2 недели.

    Например, в понедельник водитель начинает водить грузовик в 8 часов утра. В этом случае расчетный период (6 дней) заканчивается в 8 часов утра воскресенья.

    Воспользуемся исключением и сократим еженедельный отдых до 32 часов. В этом случае пятый день вождения может закончиться в 23:59 пятницы, т.е автомобиль можно использовать 5 дней подряд.

    При этом необходимо компенсировать сокращение времени недельного отдыха. Его можно использовать сразу после окончания недели, то есть по воскресеньям. Водитель постоянно отдыхает с 23:59 пятницы до 21:00 воскресенья.

    Напомню еще раз, что это исключение можно использовать только один раз в течение 2 недель подряд. То есть в лучшем случае можно рассчитать время за рулем так, чтобы в первую неделю водитель водил грузовик или автобус 5 полных дней, а во вторую — 4 полных дня и 3 часа.

    Ежедневный отдых

    Вернемся еще раз к п. 26.3 ПДД:

    26.3. Отдых водителя от управления автомобилем должен быть непрерывным и составлять:

  • не менее 11 часов на срок не более 24 часов (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в период, не превышающий шести суточных периодов после окончания еженедельного отдыха;
  • Ежедневный отдых имеет следующие характеристики:

  • это непрерывно;
  • рассчитывается в течении 24 часов (дней);
  • его продолжительность должна быть не менее 11 часов (кроме исключений).
  • Например, предположим, что водитель начинает движение в 8:00 в понедельник. В этом случае 24-часовой период заканчивается в 8:00 во вторник.

    Если отложить ежедневный отдых на последний момент, оказывается, что он должен начинаться не позднее 21:00 понедельника.

    Что касается исключения, то время отдыха сокращается до 9 часов. Это можно делать не чаще 3 раз между недельными отдыхами.

    Например, водитель едет после выходных в 8:00 в понедельник.

    Если вы воспользуетесь исключением, отдых по понедельникам, вторникам и средам можно будет начать позже — в 23:00.

    В четверг воспользоваться исключением будет невозможно (лимит исчерпан), т.е остальные должны будут начаться в 21:00.

    Что ж, пятница, недельный отдых уже должен начаться — в 11:00 (если не использовать исключение по неделям).

    Время управления автобусом или грузовиком

    Базовое правило

    Рассмотрим пункт 26.2 ПДД:

    26.2. Время в пути не должно превышать:

  • 9:00 в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала движения, после окончания ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели;
  • 56 часов в течение календарной недели;
  • 90 часов в течение 2 календарных недель.
  • Время обработки в течение одного рабочего дня не должно превышать 9 часов.

    Попросите водителя начать движение в 8:00 в понедельник. Ваше ежедневное время отдыха начнется в 21:00.

    То есть с 8:00 до 21:00 у водителя есть 13 часов. В этом диапазоне он может произвольно выбрать момент, когда он будет за рулем (с учетом обязательных перерывов, о которых мы поговорим позже в этой статье).

    Водить машину можно так:
    8:00 — 12:30
    13:15 — 17:45

    Или вы можете:
    8:00 — 9:00
    9:30 — 10:30
    11:00 — 12:00
    12:30 — 13:30
    14:00 — 15:00
    15:30 — 16:30
    17:00 — 18:00
    18:30 — 19:30
    20:00 — 21:00

    также необходимо учитывать ограничения в пределах календарных недель:

  • до 56 часов управления в неделю;
  • до 90 часов управления за две недели.
  • Исключение 2 раза в неделю

    Время работы может быть увеличено до 10 часов дважды в календарную неделю.

    Примечание. Важно понимать, что это не должно совпадать с вашим ежедневным или еженедельным отдыхом. То есть из 13 часов, доступных между периодами отдыха, необходимо использовать 10 часов.

    Например, по понедельникам и вторникам можно управлять автобусом по следующей схеме:

    8:00 — 11:30
    12:30 — 16:00
    17:00 — 20:00

    В остальные дни максимальное время вождения — 9 часов.

    Исключение для движения к месту стоянки для отдыха

    Перейдем к пункту 26.4 ПДД:

    26.4. По достижении лимита времени для управления транспортным средством, предусмотренного пунктом 26.1 и (или) абзацем вторым пункта 26.2 настоящих Правил, и при отсутствии парковочного места для отдыха водитель имеет право увеличить время вождения транспортного средства на время, необходимое для проезда с должными мерами предосторожности до ближайшей стоянки, но не более:

  • на 2 часа — для случая, указанного в абзаце втором пункта 26.2 настоящих Правил.
  • То есть теоретически можно увеличить время вождения до 11 часов в стандартный день (9 часов) или до 12 часов в расширенный день (10 часов). Однако это возможно только при отсутствии подходящих мест для стоянки и остановки на маршруте.

    Например, схема движения грузовика может выглядеть так:

    8:00 — 12:30
    13:15 — 17:45
    18:30 — 21:30

    В этом примере используются все возможные исключения:

  • Суточный отдых сокращается до 10,5 часов (не более 3-х раз за 6 дней).
  • Базовое расчетное время увеличено до 10 часов (допускается не более 2-х раз в календарную неделю).
  • Время вождения в течение дня увеличивается на 2 часа (разрешается подъём к месту отдыха).
  • Перерывы для отдыха

    Базовое правило

    Рассмотрим пункт 26.1 ПДД:

    26.1. Не позднее 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством или с момента начала следующего периода управления транспортным средством водитель обязан сделать перерыв в управлении транспортным средством не менее 45 минут, после чего этот водитель может начать следующий период вождения. Указанный перерыв на отдых можно разделить на 2 или более частей, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут.

    Суть этого абзаца можно отразить следующим образом:

  • Руководство должно быть разделено на периоды по 4 часа 30 минут.
  • Для каждого из этих периодов необходимо добавить не менее 45 минут отдыха, то есть общее время периода составляет 5 часов 15 минут.
  • В течение определенного периода отдых можно использовать один раз (45 минут) или несколько раз.
  • Если отдых разделен на несколько раз, первый перерыв составляет не менее 15 минут, а последний — не менее 30 минут.
  • Более простой пример использования разрывов:

    8:00 — 12:30 — управление автобусом;
    12:30 — 13:15 — перерыв (можно начинать следующий период езды)

    Пример использования нескольких перерывов:

    8:00 — 9:00 — менеджмент
    9:00 — 9:15 — перерыв 15 минут
    9:15 — 10:15 — менеджмент
    10:15 — 10:20 — перерыв 5 минут
    10:20 — 12:50 — менеджмент
    12:50 — 13:20 — 30-минутный перерыв (можно начинать следующий период вождения)

    важно понимать, что как только водитель отдохнет 45 минут (на несколько перерывов, последний из которых составляет 30 минут), начнется новый период вождения. Даже если он еще не проехал 4 часа 30 минут:

    Пример вождения с нарушением:

    8:00 — 9:00 — менеджмент
    9:00 — 9:30 — перерыв
    9:30 — 10:30 — направление
    10:30 — 11:00 — перерыв
    (Здесь начинается новый период вождения, так как сумма двух перерывов составила 45 минут. Хотя водитель провел за рулем всего 2 часа.)
    11:00 — 13:30 — направление
    13:30 — 14:00 — перерыв
    (Прошло 4,5 часа езды, и водитель думает, что начинается новый период. Однако это не так, период начался раньше — в 11:00)
    14:00 — 18:30 — направление
    (Водитель думает, что это 4,5-часовой период, который начинается в 14:00. Однако период начинается в 11:00, поэтому в 16:00 период должен заканчиваться перерывом. Водитель может получить штраф.)

    Так что будьте осторожны, чтобы не попасть в подобную ситуацию на практике.

    Исключение для движения к месту стоянки

    Пункт 26.4 ПДД:

    26.4. По достижении лимита времени управления транспортным средством, предусмотренного пунктом 26.1 и (или) абзацем вторым пункта 26.2 настоящих Правил, и при отсутствии парковочного места водитель имеет право увеличить продолжительность движения транспортного средства в течение времени, необходимого для перемещения с соблюдением всех мер предосторожности на ближайшие стоянки, но не далее:

  • на 1 час — для случая, указанного в пункте 26.1 настоящих Правил;
  • То есть, если вы ехали 4,5 часа, но остановиться на дороге негде (например, машина в пробке), вы можете продолжить движение еще 1 час.

    Получается, что максимальное время вождения без остановок — 5,5 часов.

    Примеры графиков управления грузовиками и автобусами

    Прежде всего были учтены пункты, регулирующие время вождения грузовых автомобилей и автобусов категории С для частных лиц. Давайте посмотрим на несколько примеров расписания, составленного без ошибок:

    Пример 1. Стандартная рабочая неделя

    В этом случае необходимо установить время, максимально приближенное к стандартной рабочей неделе (5 дней по 8 часов, начиная с одного и того же времени).

    Нечетная неделя:

    пн мар мы б нс пт
    8:00 — 12:00 8:00 — 12:00 8:00 — 12:00 8:00 — 12:00 8:00 — 12:00
    13:00 — 17:00 13:00 — 17:00 13:00 — 17:00 13:00 — 17:00 13:00 — 17:00

    Четная неделя:

    пн мар мы б нс пт
    8:00 — 12:00 8:00 — 12:00 8:00 — 12:00 8:00 — 12:00 8:00 — 11:00
    13:00 — 17:00 13:00 — 17:00 13:00 — 17:00 13:00 — 17:00

    В этой программе:

    1. В нечетную неделю используется исключение, чтобы сократить недельный отдых. Это предполагало полный рабочий день по пятницам.

    Пример 2. Нерегулярные поездки

    Водитель использует автомобиль нерегулярно (не чаще 1 раза в 7 дней). Программа должна быть составлена ​​таким образом, чтобы в течение дня вождения проводилось максимальное время за рулем.

    Погода Мероприятия
    8:00 — 11:00 водить машину (3 часа)
    11:00 — 11:45 перерыв, после которого начинается новый период управления
    11:45 — 14:45 водить машину (3 часа)
    14:45 — 16:15 перерыв на погрузку, работу и т.д.; после этого начинается новый период управления
    16:15 — 19:15 водить машину (3 часа)
    19.15–20.00 перерыв, после которого начинается новый период управления
    20:00 — 23:00 вождение автомобиля (1 час + 2 часа)
    23:00 — 20:00 (через 2 дня) еженедельный отдых

    Примечание. Следующее путешествие по той же программе можно начать через 3 дня. То есть, если первая поездка была в понедельник, следующая возможна в четверг.

    В этой программе:

    1. Поездки носят нерегулярный характер, поэтому сразу после окончания времени вождения предусмотрен еще один еженедельный отдых (45 часов) вместо ежедневного. После этого начинается новый 6-дневный период, в течение которого можно снова использовать то же расписание.
    2. Базовое время вождения увеличено до 10 часов (вместо 9).
    3. Исключение составили движение на стоянку и отдых (в связи с этим общее время вождения было увеличено на 2 часа — в последний период движения).
    4. исключение было использовано для времени начала ежедневного отдыха. Ежедневный отдых сокращен до 9 часов (начиная с 23:00), хотя фактически применяется еженедельный отдых.

    Пример 3. Поездка на море на собственном автобусе

    В этом примере вам нужно выделить как можно больше времени на проверку автобуса, потому что поездка должна быть большой. Предположим, время в пути между точками составляет 28 часов.

    1 день День 2 3 день
    8:00 — 11:00 8:00 — 11:00 8:00 — 12:00
    11:45 — 14:45 11:45 — 14:45
    15:30 — 18:30 15:30 — 18:30
    19:15 — 22:15 19:15 — 22:15

    В этой программе:

    1. В первый и второй день суточный отдых сокращается до 9 часов 45 минут (это разрешается 3 раза в течение 6 дней).
    2. Базовое время вождения увеличено до 10 часов (вместо 9).
    3. Исключение составили движение на стоянку и отдых (в связи с этим общее время вождения было увеличено на 2 часа — в последний период движения).

    Используя указанное выше расписание и отправляясь в 8:00 понедельника, автобус прибудет в пункт назначения в 12:00 среды.

    Пример 4. Поездка на море с двумя водителями

    Чтобы сократить общее время в пути, вы можете воспользоваться помощью второго водителя (у него должна быть собственная карта тахографа) и по очереди управлять:

    1 день
    (водитель 1)
    1 день
    (водитель 2)
    День 2
    (водитель 1)
    День 2
    (водитель 2)
    8:00 — 13:00 еженедельный отдых 8:00 — 13:00 ежедневный отдых
    расставаться 13:00 — 18:00 еженедельный отдых 13:00 — 16:00
    18:00 — 23:00 расставаться еженедельный отдых еженедельный отдых
    ежедневный отдых 23:00 — 04:00 еженедельный отдых еженедельный отдых

    В этой программе:

    1. Автобус ходит непрерывно с 8:00 в первый день до 4:00 во второй день. Пока один водитель ведет машину, другой делает перерыв или отдых (ежедневно или еженедельно).
    2. Первый водитель начинает движение в 8:00, второй — в 13:00.
    3. Время в пути для каждого из водителей увеличивается на 30 минут (до 5 часов) для проезда к стоянке / зоне отдыха.
    4. Ежедневный отдых каждого из водителей в первый день составляет 9 часов (допускается снижение 3 раза в 6-дневный период).
    5. Базовое время вождения увеличено до 10 часов (вместо 9).
    6. С 4:00 до 8:00 второго дня оба водителя отдыхают.

    Если за рулем автобуса будет 2 водителя, время в пути сократится довольно значительно — на 20 часов.

    Примечание. Чередовать 3х водителей за рулем не имеет особого смысла, автобус едет уже 20 часов на 24. То есть максимальный выигрыш может составлять всего 4 часа. Даже если в любом случае в автобусе 3 водителя с лицензией категории D, то программу можно сделать и на троих.

    Штрафы за нарушение режима управления

    В 2021 году штраф за нарушение режима движения грузового автомобиля или автобуса предусмотрен частью 3 статьи 11.23 КоАП, а для водителя — 1500-2000 рублей.

    Штраф за тахограф в 2021 году

    В заключение хочу отметить, что нормативы времени вождения для физических лиц проще, чем режим работы и отдыха для водителей организаций. При желании вы легко можете составить подходящее расписание на основе рассмотренных выше примеров и главы 26 правил дорожного движения:

    Правила дорожного движения с 1 сентября 2021 года

    Однако, если у вас остались вопросы, напишите их в комментариях к этой статье.

    Удачи на дорогах!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: