Средства индивидуальной мобильности в ПДД с 1 марта 2023 года

Средства обеспечения мобильности в правилах дорожного движения с 1 марта 2023 года.

Доброе утро, дорогой читатель.

С 1 марта 2023 года вступает в силу новая редакция правил дорожного движения, содержащая огромное количество изменений.

Наиболее заметным из них является введение нового термина «персональное мобильное устройство» (CIM), который будет применяться к электрическим скутерам, электрическим скейтбордам и другим подобным транспортным средствам.

В этой статье мы обсудим, что такое CIM и какие требования предъявляются к этому транспортному средству.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2022.10.13 Постановление Правительства № 1769 от 06.10.2022. «О внесении изменений в некоторые законы Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений некоторых законов Правительства Российской Федерации», опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.

Документ вступит в силу 1 марта 2023 года.

Источник: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070049

Правила дорожного движения с поправками

Электросамокаты в ПДД до 1 марта 2023 года

Для начала немного исторической справки. До 1 марта 2023 года в правилах дорожного движения нет отдельных пунктов для электроскутеров, сегвеев и моноциклов. Это означает, что данные автомобили рассматриваются на других доступных условиях. Например, электрический скутер можно считать велосипедом или мопедом (в зависимости от мощности двигателя):

Где можно взять напрокат электрический скутер?

Законодатель уже пытался ввести понятие CIM (средства индивидуальной мобильности) в текст правил дорожного движения. Соответствующий законопроект рассматривался Государственной Думой в конце 2019 — начале 2020 года:

  • Средства индивидуального передвижения по правилам дорожного движения (самокаты, ролики, гироскутеры, унициклы)
  • Где разрешено использовать средства индивидуальной мобильности?
  • Дорожные знаки для средств индивидуальной мобильности
  • В итоге законодатели отказались от дальнейшей работы над этим законопроектом.

    При желании вы можете прочитать статьи об особенностях предыдущего законопроекта. Здесь, на всякий случай, напомню, что в документе было несколько пунктов, которые вызывают серьезные вопросы.

    Например, персональное мобильное устройство не считается транспортным средством, поэтому многие пункты правил дорожного движения для него должны быть продублированы.

    На использование SIM не было никаких ограничений по скорости или весу, а это значит, что даже самый маленький ребенок мог получить электрический самокат, способный разгоняться до 50 километров в час.

    Кроме того, закон ввел дополнительное ограничение для велосипедистов, которым было запрещено объезжать припаркованные автомобили. Другими словами, управление велосипедами в застроенных районах стало крайне затруднительным.

    В целом, законодатель отказался от предыдущих законопроектов о средствах индивидуальной мобильности. Однако следует понимать, что новый документ, о котором пойдет речь далее в этой статье, взял за основу старый. Многие ошибки и проблемы были исправлены. Однако в ретроспективе видно, что некоторые абзацы старого документа были просто скопированы, что привело к новым проблемам. Но прежде всего.

    Что такое средство индивидуальной мобильности?

    Прежде всего, давайте рассмотрим раздел 1.2 ППП, в котором вводится понятие CIM:

    «Индивидуальное устройство мобильности — это транспортное средство с одним или несколькими колесами (роликами), предназначенное для индивидуального передвижения человека с помощью двигателя (двигателей) (электроскутеры, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие подобные устройства)».

    В этом определении есть несколько важных моментов:

    1. персональное мобильное устройство — это транспортное средство. Это означает, что все пункты правил дорожного движения, в которых используется термин «транспортное средство», распространяются и на SIM-карты.

    Например, пункт 2.7 запрещает вождение в состоянии алкогольного опьянения или передачу управления лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения. Это требование также относится к SIM-картам.

    (2) Индивидуальное устройство мобильности должно иметь как минимум одно колесо и как минимум один двигатель. Максимальное количество колес и двигателей не ограничено. Максимальная мощность также не ограничена.

    (3) Из определения ясно следует, что ЦИМ предназначен для индивидуальной мобильности. Другими словами, предполагается, что человек должен управлять КИМ один. Однако это верно не во всех случаях, и ниже будет рассмотрено, что отдельные транспортные средства могут перевозить пассажиров.

    4) Этот термин не говорит о том, что двигатель индивидуального транспортного средства должен быть электрическим. Это означает, что возможны и другие типы двигателей.

    Определение также включает список устройств, которые считаются вспомогательными средствами передвижения:

  • электрический скутер (A);
  • электрический скейтборд (B);
  • gyroscooter (C);
  • сигвей (D);
  • Моноцикл (D).
  • На рисунке ниже показаны примеры перечисленных выше транспортных средств:

    Средства обеспечения мобильности в дорожном кодексе Германии с 1 марта 2023 года.

    Поэтому мы можем сказать, что если в документации на транспортное средство (например, в руководстве пользователя или в гарантийном талоне) встречается одно из слов «электрический скутер», «электрический скейтборд», «гироскутер», «сегвей» или «моноцикл», то мы имеем дело с индивидуальным средством передвижения.

    Важно также понимать, что список транспортных средств является открытым (в тексте сказано «и другие подобные устройства»), то есть в SIM могут быть включены и другие виды транспорта. Скорее всего, это уточнение сделано на случай изобретения новых вариантов малого транспорта.

    Однако этот открытый список также приводит к некоторым неясностям с развертыванием транспортных средств в соответствии с условиями ДТС. А именно, не всегда можно провести четкую грань между мопедами и CIM. Об этом будет сказано ниже.

    Вернемся к пункту 1.2 Правил дорожного движения и рассмотрим обновленное понятие транспортного средства:

    «Транспортное средство с механическим приводом» означает транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Этот термин также относится к любому трактору или самоходной технике.

    «Транспортное средство» означает транспортное средство с механическим приводом. Этот термин также относится к любому трактору или самоходной технике. Этот термин не относится к средствам индивидуальной мобильности и велосипедам.

    В обновленном параграфе говорится, что, хотя средства индивидуальной мобильности имеют двигатель, они не классифицируются как транспортные средства. Другими словами, все пункты ПРРД, определяющие «транспортные средства», не относятся к ЦИМам.

    Например, пункт 2.1.1 Правил дорожного движения требует, чтобы водитель транспортного средства сдавал водительское удостоверение и регистрационные документы для проверки по требованию сотрудника дорожной полиции. Это не относится к КИМам, т.е. регистрация и водительские права для КИМов не требуются.

    Как отличить СИМ от мопеда?

    Теперь давайте вернемся к проблеме, обозначенной выше. КИМ и мопед — это разные понятия в дорожном законодательстве. И к каждому из этих транспортных средств предъявляются свои требования. Например, водитель мопеда должен иметь водительское удостоверение, а водитель КИМ — нет.

    Давайте сравним понятия «устройства персональной мобильности» и «мопеды»:

    «Устройство персональной мобильности» — это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и предназначенное для индивидуального передвижения человека с помощью двигателя (электроскутеры, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие подобные устройства).

    «Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом не более 50 см3 или электродвигатель с номинальной максимальной мощностью в режиме непрерывной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Мопеды — это эквивалент квадроциклов с аналогичными техническими характеристиками.

    В большинстве случаев это не является проблемой:

    Моноцикл (буква «D» на рисунке выше), например, имеет только одно колесо и ни в коем случае не является мопедом, а SIM.

    С другой стороны, традиционный советский мопед со словом «мопед» в документах также не вызывает возражений. Это мопед.

    Перейдем к более сложным ситуациям:

    Средства обеспечения мобильности в правилах дорожного движения с 1 марта 2023 года.

    Рассмотрим электрический скутер с двигателем мощностью 2 кВт.

    С одной стороны, согласно документам, транспортное средство является электрическим скутером, то есть относится к категории SIM. С другой стороны, по количеству колес, максимальной скорости и мощности двигателя транспортное средство является мопедом. Поэтому существует некоторая двусмысленность.

    Кроме того, мы будем считать, что электрические скутеры являются транспортными средствами для индивидуальной мобильности, поскольку они прямо указаны в определении CIM.

    Средства обеспечения мобильности в правилах дорожного движения с 1 марта 2023 года.

    Еще одно транспортное средство — так называемый электрический скутер. Это транспортное средство тяжелее, имеет более высокую скорость и обеспечивает более комфортную (сидячую) езду. В соответствии с правилами дорожного движения он традиционно считается мопедом.

    Однако если вы еще раз изучите определение CIM, то поймете, что сам электрический скутер относится к группе других подобных транспортных средств. У него несколько колес, есть мотор, и он предназначен для индивидуальной мобильности.

    Средства самонавигации в правилах дорожного движения с 1 марта 2023 года.

    Другой пример — обычный скутер с бензиновым двигателем внутреннего сгорания объемом 49,9 куб. см и максимальной скоростью 49,9 км/ч. Скутер не имеет в своей документации слова «мопед». И технически его также можно классифицировать как устройство индивидуальной мобильности, как и другое подобное транспортное средство. Хотя он также может полностью подпадать под определение мопеда.

    Напомним, что согласно действующим правилам дорожного движения скутеры приравниваются к мопедам.

    Таким образом, с 1 марта 2023 года мы столкнемся с новой проблемой для водителей и дорожной полиции, которая заключается в невозможности провести четкую грань между персональными мобильными устройствами и мопедами. Надеемся, что в следующих редакциях ГДД законодателям удастся решить эту проблему.

    Внимание. Сегодня уже упоминался предыдущий законопроект о SIM-карте, от которого отказались в 2020 году. У него не было этой проблемы, поскольку, помимо прочего, он предложил добавить к определению мопеда дополнительный признак — наличие сиденья. Получается, что при наличии сиденья транспортное средство становится мопедом, а при его отсутствии — CIM. Почему в результате это дополнение было исключено — неясно.

    Является ли водитель СИМ пешеходом?

    Обратимся к понятию пешехода из раздела 1.2 ПДД:

    «Пешеход — это человек, который находится вне транспортного средства на дороге или на пешеходной или велосипедной/пешеходной дорожке и не работает на ней. Пешеходом считается человек в инвалидной коляске, управляющий велосипедом, мопедом, мотоциклом, везущий санки, коляску, ребенка или инвалидное кресло, а также использующий роликовые коньки, самокаты и другие подобные средства передвижения.

    «Пешеход» — Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, пешеходной или велосипедной дорожке и не выполняющее на ней никаких действий. К пешеходам приравниваются лица в инвалидных колясках, управляющие персональным вспомогательным устройством, велосипедом, мопедом, мотоциклом, тянущие за собой санки, коляску, ребенка или инвалидное кресло, а также использующие роликовые коньки, самокаты и другие подобные устройства для передвижения.

    Человек, передвигающийся на индивидуальном средстве передвижения, не является пешеходом. Однако правила дорожного движения предоставляют широкие возможности стать пешеходом в любой момент, просто сойдя с лошади и прокатив симку рядом с собой.

    Такое «преобразование» может быть полезно, например, для перехода дороги по пешеходному переходу. Однако в дальнейшем персональные мобильные устройства не могут управлять автомобилем во время пересечения пешеходного перехода, но могут управлять автомобилем в качестве пешехода.

    Внимание. Это же правило относится и к велосипедистам (BSS для велосипедистов).

    Что запрещено водителям средств индивидуальной мобильности?

    Обратимся к обновленным правилам дорожного движения 24.8:

    24.8: Велосипедистам, лицам, использующим персональные устройства мобильности, и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом или персональным мобильным устройством (если оно оборудовано рулем), не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, превышающий длину или ширину транспортного средства более чем на 0,5 метра, или груз, который делает невозможным управление транспортным средством;
  • перевозить пассажиров, если только это не позволяет оборудование или конструкция велосипеда или устройства для передвижения;
  • перевозить детей в возрасте до 7 лет, если для них не предусмотрены специально предназначенные для них места;
  • поворачивать налево или выполнять маневр левого поворота на дорогах с трамвайным движением и на дорогах с более чем одной полосой для данного направления (кроме случаев, когда разрешен поворот налево с правой полосы и кроме дорог в велосипедных зонах); и
  • выезжать на дорогу без застегнутого мотоциклетного шлема (относится к водителям мопедов);
  • переходить дорогу по пешеходным переходам.
  • В целом, требования аналогичны требованиям для велосипедистов:

  • Вы должны держаться за руль хотя бы одной рукой, если у SIM-карты есть руль. В основном это относится к электрическим скутерам и некоторым Segway. Другие транспортные средства не имеют руля.
  • Не перевозите грузы, мешающие управлению или выступающие более чем на 0,5 м хотя бы с одной стороны.
  • Не перевозите пассажиров, если это не разрешено конструкцией автомобиля. На рисунке выше все автомобили имеют индивидуальные сиденья и не перевозят пассажиров. В любом случае, прежде чем взять пассажира, изучите документы ЦИМ и поймите, разрешена ли такая перевозка. Это также относится к электрическим скутерам.
  • Дети младше 7 лет не могут перевозиться, если для них нет специально отведенных мест. В этом случае возникает вопрос о том, что именно следует считать выделенным местом. Например, для электрического скутера можно приобрести специальное сиденье, которое позволит ребенку стоять и не мешать ногам взрослого. Однако неясно, будет ли это считаться специально оборудованным сиденьем и будет ли этого достаточно.
  • Левые повороты и развороты запрещены на дорогах с двумя и более полосами для разъезда или с трамвайными путями. Требование аналогично требованию для велосипедистов. Хотя, забегая вперед, можно сказать, что на проезжей части для CIM больше ограничений, чем для велосипедистов.
  • Пересекать проезжую часть по пешеходным переходам запрещено. Выше уже упоминалось, что водитель CIM может сойти с лошади и перейти дорогу пешком. Это не является правонарушением.
  • Внимание. В одной из следующих статей цикла «Новые правила дорожного движения с 1 марта 2023 года» мы поговорим о приоритете CIM в различных ситуациях. В нем мы расскажем о том, что в некоторых случаях водители должны уступать дорогу ТС, движущимся по регулируемому пешеходному переходу. Таким образом, с одной стороны, симам запрещено ездить по всем пешеходным переходам, но с другой стороны, водители должны уступать им дорогу. Это еще одна неясность в правилах в том виде, в котором они будут действовать 1 марта 2023 года.

    24.9 Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедов и мопедов, за исключением буксировки прицепа, предназначенного для использования с велосипедом или мопедом.

    24.9 Запрещается буксировка велосипедов, персональных устройств мобильности и мопедов, а также буксировка велосипедов, персональных устройств мобильности и мопедов, за исключением буксировки прицепа, предназначенного для использования с велосипедом, мопедом или персональным устройством мобильности соответственно.

    В обновленном Положении о дорожном движении 24.9 говорится, что буксировка персональных мобильных устройств запрещена, за исключением буксировки специального прицепа CIM.

    Обозначение СИМ в светлое время суток

    19.5 В дневное время должны быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни для идентификации всех движущихся транспортных средств.

    19.5 В светлое время суток на всех транспортных средствах (кроме велосипедов) в целях идентификации включаются ближний свет фар или дневные ходовые огни.

    Пункт 19.5 Постановления о дорожном движении гласит, что в дневное время у всех движущихся сим-картов должны быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни.

    Это еще одна неясность в правилах. Давайте снова вспомним изображение из начала этой статьи. Возможно, при составлении данного пункта законодатели рассматривали электрический скутер (А) как ЦИМ. Электрические скутеры обычно оснащены фарами, и включить их не составляет труда.

    Но когда вы думаете о транспортном средстве B, электрическом скейтборде, двусмысленность ситуации сразу становится очевидной. На электрическом скейтборде нет стандартных фонарей, и их некуда установить. Получается, что с 1 марта 2023 года использовать такие автомобили, не нарушая закон, будет невозможно.

    Обозначение СИМ в темное время суток

    19.1 В ночное время и в условиях плохой видимости независимо от освещения дороги, а также в туннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

    фары дальнего света или ближнего света на всех механических транспортных средствах, фары или фонари на велосипедах, фонари на конных транспортных средствах (если таковые имеются);

    На всех автомобилях — фары дальнего света или ближнего света, на велосипедах и устройствах индивидуальной мобильности — фары или фонари, на транспортных средствах, запряженных животными, — фонари (при наличии);

    В темное время суток на средствах индивидуальной мобильности должны использоваться фары или фонари. Этот пункт не вызывает сомнений, так как вождение ночью без света крайне опасно.

    24.10. При езде на велосипеде ночью или в условиях ограниченной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со светоотражающими элементами и следить за тем, чтобы эти предметы были видны водителям других транспортных средств.

    24.10 Велосипедисты, пользователи персональных мобильных устройств и водители мопедов обязаны носить светоотражающие устройства и делать их видимыми для водителей других транспортных средств при движении ночью или в условиях ограниченной видимости и вне населенных пунктов.

    Требования пункта 24.10 относятся не к самим SIM-картам, а к лицам, находящимся на SIM-картах. В темное время суток и в условиях плохой видимости водитель должен быть оснащен светоотражающими устройствами. За пределами населенных пунктов водитель обязан носить такие предметы.

    В заключение хочу сказать, что эта статья получилась довольно длинной, но она не охватывает все инновации, связанные с персональными мобильными помощниками. Так что об этом еще будет сказано.

    Также напоминаю, что изменения в ПДД с 1 марта 2023 года освещены в серии статей «Новые правила дорожного движения с 1 марта 2023 года». С содержанием этой серии можно ознакомиться на следующей странице:

    Изменения в правилах дорожного движения с 1 марта 2023 года — Оглавление

    Кроме того, рекомендую изучить обновленный текст правил дорожного движения:

    ПДД 2022

    Следующая статья о том, куда могут направиться средства индивидуальной мобильности. Не пропустите!

    Удачи на дорогах!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: