Добрый день уважаемый читатель.
В данной статье речь пойдет о нововведениях в законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который вступит в силу 1 октября 2019 года и касается независимой регистрации (без ГИБДД) дорожно-транспортных происшествий.
Прежде всего хочу напомнить, что ранее на Master SDA уже публиковалась статья в новостях от 1 октября 2019 года. Дело в том, что самостоятельно зафиксировать ДТП можно будет только при наличии у водителей специального приложения или система ЭРА-ГЛОНАСС. То есть предполагалось, что даже при минимальном повреждении водителям придется использовать приложение или спутниковые данные в некорректном виде.
Информация об этих нововведениях появилась давно, в начале 2018 года. Однако, судя по всему, законодатели еще раз проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что обязательное наличие приложения или системы ЭРА-ГЛОНАСС — слишком сложное условие для небольших инцидентов, поэтому первоначальная версия нововведений была отменена, а вместо нее введены новые условия использования Европротокола. Именно о них мы сегодня и поговорим.
Условия оформления ДТП по европротоколу с 1 октября 2019 года
Рассмотрим пункт 1 статьи 111 Закона «Су ОСАГО»:
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, при одновременном наступлении следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия ущерб причинен только транспортным средствам, указанным в букве «б» настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (в том числе транспортных средств с прицепами), ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, при одновременном наступлении следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия ущерб причинен только транспортным средствам, указанным в букве «б» настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (в том числе транспортных средств с прицепами), ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
c) обстоятельства причинения ущерба в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывать споров среди участников дорожно-транспортное происшествие (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи) и зафиксировано в уведомлении о дорожно-транспортном происшествии, заполненном водителями, участвовавшими в дорожно-транспортном происшествии дорожно-транспортное происшествие на автомобильном транспорте по правилам обязательного страхования.
С 1 октября 2019 года вы можете самостоятельно подать претензию при соблюдении следующих условий:
Примечание. Если у водителей возникнут разногласия, инцидент также можно подать самостоятельно, но для этого потребуется приложение или система ЭРА-ГЛОНАСС. Об этом будет сказано ниже.
также необходимо понимать, что максимальная сумма страховых выплат напрямую зависит от того, использовались ли приложение и спутниковые данные при регистрации ДТП. Эта проблема обсуждается ниже, а сводная таблица для записи инцидента доступна в конце этой статьи.
Максимальная выплата по европротоколу
4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в качестве возмещения ущерба, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, кроме случаев оформление документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Максимальный платеж по европейскому протоколу — 100 000 руб.
Однако есть исключения, когда максимальная выплата составляет 400 000 рублей. Для этого необходимо, чтобы у водителей не было разногласий по поводу обстоятельств ДТП и повреждения транспортных средств, а для регистрации использовалось приложение или данные системы ЭРА-ГЛОНАСС.
В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?
6. В случае составления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции, данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона о дорожно-транспортном происшествии настоящего Федерального закона одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативный прием информации, сформированной в некорректной форме на основе использования сигналов глобальной спутниковой навигационной системы Российской Федерации, что позволяет установить факт инцидентного трафика и координаты положения транспортных средств в момент ДТП;
б) с использованием программного обеспечения, также интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде», что соответствует требованиям, установленным профессиональной унификацией страховщиков по согласованию с Банком России и предоставление, в частности, фотографий транспортных средств и их повреждений на месте ДТП.
6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников милиции, уполномоченных на получение страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей, в случае разногласий между участниками дорожно-транспортного происшествия по поводу обстоятельств причинения ущерба в связи с повреждением транспортных средств при движении по дороге. ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств или страховое возмещение в пределах страховой суммы, установленной пунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участников и переведены в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
Страховщики обеспечивают непрерывную и бесперебойную работу информационных систем, необходимых для получения информации о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированной в порядке, указанном в настоящем пункте. Неполучение страховщиком информации о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированной его участниками и переданной в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий между участниками дорожно-транспортного происшествия по поводу обстоятельства повреждения, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в размере, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Таким образом, закон «Об ОСАГО» предлагает водителю также использовать для фиксации ДТП:
Приложение и тревожная кнопка имеют одинаковую «мощность» и должны использоваться в следующих случаях:
Примечание 1. До 1 октября 2019 года принимать платежи до 400 000 рублей можно было только в 4 регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. С 1 октября это стало возможным в любом регионе России.
Примечание 2. Если у водителей возникнут разногласия, а стоимость ремонта превышает 100 000 рублей, самостоятельно оформить ДТП невозможно. Придется вызывать ГАИ.
В каких случаях возможно самостоятельно оформить ДТП?
Подведем итоги этой статьи и рассмотрим следующую таблицу:
Вред | Разногласия | Наличие ГЛОНАСС или приложения |
Регистрация |
до 100 000 | там есть | там есть | в одиночестве |
нет | Полиция | ||
нет | в одиночестве | ||
от 100 000 до 400 000 |
там есть | Полиция | |
нет | там есть | в одиночестве | |
нет | Полиция | ||
Кроме того, для самостоятельной регистрации должны быть выполнены следующие условия: 1. Ровно 2 машины столкнулись в ДТП. 2. У каждого из драйверов есть ОСАГО. 3. Повреждения наносятся только самим транспортным средствам (без травм). |
Подводя итоги данной статьи, можно сделать следующие выводы:
1. В целом условия саморегистрации стали несколько проще, так как регион, где произошла авария, больше не имеет значения.
2. Изначально предполагалось (в редакции, которая в итоге так и не стала действовать), что условия станут еще проще. Однако за простотой условий скрывалась необходимость наличия приложения или системы ЭРА-ГЛОНАСС для участников происшествия. И пока они есть не у всех.
Таким образом, можно сказать, что новая редакция в целом принесет пользу водителям.
Напомню, что в Мастер ПДД есть отдельная статья о самостоятельной фиксации ДТП:
Оформление ДТП без ГАИ
Кроме того, предлагаю вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона «Об ОСАГО»:
Федеральный закон «Об ОСАГО»
Удачи на дорогах!