Заполнение европротокола через приложение с 10 ноября 2019 года

Составление Европротокола через приложение от 10 ноября 2019 г

Добрый день уважаемый читатель.

С 10 ноября 2019 года действует новая редакция Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Этот документ регулирует взаимодействие водителя и страховой компании в ОСАГО, то есть вопросы, связанные с приобретением страховки, регистрацией ДТП и получением выплат.

Количество статей, которые претерпели изменения с 10 ноября, достаточно велико. Однако многие изменения носят «косметический характер» и только уточняют существующие формулировки. Однако есть также несколько важных вопросов, о которых следует знать каждому водителю. Именно о них и пойдет речь в этой статье:

Особенности проверки данных водителя при покупке электронного ОСАГО

Первое важное изменение внесено в пункт 1.11 Положения:

Страховщик, получив заявление о заключении договора обязательного страхования в электронном виде, используя официальный сайт страховщика (официальный сайт профессионального объединения страховщиков) в сети Интернет, проверяет достоверность содержащейся в нем информации.

Неточность сведений, указанных владельцем транспортного средства в заявлении на заключение договора обязательного страхования в электронном виде, считается выявленной при получении страховщиком:

  • отказ в подтверждении соответствия информации абзацем вторым пункта 8 приказа Банка России от 14 ноября 2016 г. N 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронном виде при осуществлении обязательного страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств », зарегистрированные Минюстом РФ 29 декабря 2016 г. N 45034, 21 августа 2018 г. N 51949, 10 июля 2019 г. N 55194, 30 октября 2019 г. N 56359 (далее — приказ Банка России N 4190). — U от 14 ноября 2016 г.) на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов и организаций (за исключением профессиональных объединений страховщиков и страховщиков, входящих в их состав), указанных в п. 2 постановления Правительства РФ. Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Законодательство Инкассация РФ, 2 005, N 38, ст. 3825; 2011, N 36, ст. 5148; 2013, N 36, ст. 4578; 2015, N 23, ст. 3330; 2017, N 23, ст. 3330; 2018, N 41, ст. 6238);
  • или информация через ОВОСиСС или единую межведомственную систему электронного взаимодействия о несогласованности информации информация, содержащаяся в информационных системах федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце восьмом настоящего пункта.
  • В случае разглашения недостоверности информации, предоставленной владельцем транспортного средства, страховщик на своем официальном сайте в Интернете не имеет возможности уплаты страховой премии владельцу транспортного средства. Страховщик информирует владельца транспортного средства о необходимости исправления информации, предоставленной им при создании заявления на заключение договора обязательного страхования, с указанием ее недостоверности.

    Основные положения этого абзаца:

    1. При покупке электронного ОСАГО водитель вводит данные сам. Страховая компания должна проверить достоверность этих данных.

    2. Страховая компания проверяет данные по двум вариантам:

    — по информации, полученной от МВД, Минсельхоза, Минобороны, ФТС, ФНС, оператора электронной системы ПТС;

    — по информации, полученной от Единой системы идентификации и аутентификации (Unified Identification and Authentication System) и от межфункциональной системы телематического взаимодействия.

    3. Если в результате проверки обнаруживается, что некоторые данные были введены с ошибкой (случайно или намеренно), страховая компания не позволяет водителю заключить договор ОСАГО в электронном виде. Сайт должен автоматически попросить водителя исправить введенные данные.

    Примечание. Если по какой-то причине данные с ошибкой все же будут приняты, а стоимость полиса окажется ниже, чем должна была быть, это будет большим недостатком для драйвера. В случае аварии по вине этого водителя страховая компания сможет подать иск о регрессе, то есть водитель должен будет оплатить ремонт чужой машины.

    Европротокол требуется только при самостоятельном оформлении ДТП

    Второе важное изменение связано с удалением пункта 3.5 из страховой дисциплины:

    3.5. Водители транспортных средств, попавших в дорожно-транспортное происшествие, должны заполнить формы уведомления о дорожно-транспортных происшествиях, выданные страховщиками, вне зависимости от оформления документов прибывшими на место происшествия сотрудниками милиции.

    В этом пункте сказано, что водители должны заполнить уведомление о ДТП (европротокол) независимо от того, оформлено ДТП самостоятельно или совместно с ГИБДД. Раньше можно было бороться с тем, что страховая компания получала дублирующуюся информацию (уведомление от водителя и документ от милиционера).

    С 10 ноября 2019 года пункт 3.5 удален, поэтому при регистрации ДТП сотрудниками ГИБДД европейский протокол не требуется. Теперь уведомление необходимо заполнять только в случае самостоятельной регистрации претензии.

    Как оформить ДТП без ГАИ

    Новый бланк европротокола с 10 ноября 2019 года

    Поскольку с 10 ноября 2019 года европейский протокол является обязательным только для самостоятельной регистрации претензии, несколько полей, которые больше не требуются водителям, были удалены в самой форме уведомления:

  • количество поврежденных автомобилей;
  • количество раненых (раненых) и количество погибших;
  • были ли участники дорожно-транспортного происшествия обследованы на состояние алкогольного опьянения;
  • материальный ущерб, нанесенный другим транспортным средствам и иному имуществу;
  • если регистрацию производил сотрудник ГИБДД;
  • обстоятельства ДТП — переехали на стоянку;
  • если в ДТП попало более двух транспортных средств, указать информацию об этих транспортных средствах;
  • повреждение вещей, кроме автомобиля.
  • Обновленная форма Европейского протокола выглядит так:

    Составление Европротокола через приложение от 10 ноября 2019 г

    Составление Европротокола через приложение от 10 ноября 2019 г

    На практике введение обновленной формы означает, что водителям будет проще зарегистрировать ДТП, так как меньше полей для заполнения.

    Однако у вас может возникнуть вопрос, какими модулями должны пользоваться водители, заключившие договор до 10 ноября 2019 года. Ответ дан в п. 2 Распоряжения ЦБ РФ № 5283-У от 8 октября 2019 г:

    2. Установить, что:

  • в течение срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенного до вступления в силу настоящей Директивы, заполнив на бумаге водителей транспортных средств, попавших в дорожно-транспортное происшествие можно сделать на бланке уведомления в той форме, которая действовала до вступления в силу настоящей Инструкции. В этом случае водителям транспортных средств, попавших в ДТП, необходимо заполнить указанные уведомления только сведения, предусмотренные Приложением 5 к Положению Банка России № 431-П в редакции настоящей Директивы.
  • То есть водители, купившие ОСАГО до 10 ноября 2019 года, могут использовать старую версию формы при регистрации ДТП. В этом случае вы можете опустить недостающие поля в новой форме (все они перечислены выше).

    Однако при желании вы можете связаться со страховой компанией и получить новые формы. Их следует выпускать бесплатно. Однако не стоит спешить с визитом в страховую компанию, ведь новые бланки вряд ли будут изготовлены в ближайшие дни.

    Заполнение европротокола в электронном виде

    Для начала хочу уточнить, что не стоит путать регистрацию ДТП через приложение (для получения максимальной выплаты до 400000 рублей) и регистрацию Европротокола в электронном виде.

    Регистрация информации о происшествии через приложение уже была доступна в России. При этом водителям оставалось заполнить бланк уведомления, сфотографировать с помощью приложения и отправить его в страховую компанию.

    Что касается составления самого уведомления (Европротокола) в электронном виде, то такая возможность была введена в Федеральном законе «Об ОСАГО» с 1 сентября 2019 года. Однако до 10 ноября 2019 года такая возможность оставалась чисто теоретической, поскольку правила заполнения действовали не определено.

    Теперь новая инструкция ЦБ разъясняет эту процедуру:

    3.6. При составлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции водители транспортных средств, попавших в дорожно-транспортное происшествие, заполняют извещение о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе или в случае, предусмотренном абзацем шестым настоящего пункта, могут оформить его в виде электронного документа (далее — электронное уведомление).

    В этом пункте сказано, что водители вправе самостоятельно выбирать способ заполнения европейского протокола:

  • на бумаге (традиционно);
  • в электронном формате (новый способ).
  • Кроме того, новый метод можно использовать только при определенных условиях:

    Оформляется электронное извещение в случае контекстной доступности следующие обстоятельства:

  • у участников дорожно-транспортного происшествия нет разногласий относительно обстоятельств причинения ущерба в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств;
  • собственниками транспортных средств, попавших в дорожно-транспортное происшествие, являются физические лица;
  • EPGU позволяет с его помощью оформить электронное уведомление;
  • наличие хотя бы одного из участников программного обеспечения ДТП, указанного в абзаце третьем пункта 6 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — специальное программное обеспечение), которое обеспечивает подготовку электронного уведомления с использованием ЕПГУ и подтверждение отправки электронного уведомления страховщикам, застраховавшим гражданско-правовую ответственность участников дорожно-транспортного происшествия (далее — отчет о подаче электронного уведомления).
  • Разберем заданные условия по порядку (все они должны выполняться одновременно):

    1. У водителей не должно быть разногласий. То есть электронное уведомление можно использовать:

  • в случае ДТП, при котором ущерб составляет до 100000 рублей (в этом случае заполняется только само уведомление в электронном виде);
  • при ДТП с ущербом от 100000 до 400000 рублей (в этом случае уведомление заполняется в электронном виде, а данные о факте ДТП фиксируются с помощью приложения или системы ЭРА-ГЛОНАСС).
  • 2. Телематический протокол может применяться только в том случае, если оба автомобиля принадлежат физическим лицам. Если хотя бы одна машина принадлежит организации, электронный протокол использовать нельзя.

    3. Портал государственных услуг должен позволять подготовку электронного уведомления. Если у водителей нет доступа к госуслугам или произошла ошибка в процессе заполнения электронного уведомления, то необходимо вернуться к традиционному бумажному варианту.

    4. По крайней мере, у одного водителя должно быть приложение для выдачи электронного уведомления.

    Из последнего условия можно сделать много других выводов об использовании приложения:

  • уведомление составляется только в приложении (на телефоне);
  • уведомление отправлено с телефона в обе страховые компании;
  • именно на этот телефон (в приложении) должны приходить подтверждения двух страховых компаний.
  • Примечание. Ниже мы поговорим о том, что каждому из водителей важно получить подтверждение от страховой компании. Если приложение не работает и подтверждения не поступило, необходимо вернуться к традиционной версии с бумажным протоколом евро.

    Следующие параграфы пункта 3.6 раскрывают характеристики приложения, с помощью которого можно составить Европротокол:

    Электронное уведомление оформляется с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ) по форме, установленной приложением 5 к настоящему Положению (далее — электронная форма уведомления), с использованием программное обеспечение, указанное в абзаце десятом настоящего пункта. Каждый водитель транспортного средства, попавший в дорожно-транспортное происшествие, направляет электронное уведомление страховщику, застраховавшему свою гражданско-правовую ответственность с помощью автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

    Если информация из Единой информационной системы отображается в полях пункта 6 электронной формы уведомления в автоматическом режиме, то по решению водителя ТС, попавшего в ДТП, эта информация может быть использована для заполнения электронного форма уведомления.

    Если отображается в полях «Марка, модель автомобиля», «Идентификационный номер автомобиля (VIN)», «Регистрационный номер автомобиля» пункта 4, поля «Страховщик», «Страховой полис», «Действителен до» пункта 7 электронного форма уведомления в автоматическом информационном режиме из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, по решению водителя транспортного средства, попавшего в ДТП, указанная информация может быть использована для заполнения уведомления.

    В первой части сказано, что приложение должно работать с порталом госуслуг. Скорее всего, на практике будет создано отдельное приложение, которое как-то будет взаимодействовать с госуслугами.

    Кроме того, каждый из водителей должен отправить электронное уведомление. Выше мы говорили о том, что для выдачи уведомления достаточно, чтобы приложение было только у одного из драйверов. Можно предположить, что приложение отправит документы в обе страховые компании. Однако не совсем понятно, как он будет взаимодействовать с государственными службами, то есть будет ли каждый из драйверов вводить в приложение свой логин и пароль от государственных служб.

    Приложение может автоматически заполнять некоторые поля, данные которых могут быть получены из баз данных. Однако водитель должен перепроверить указанные данные и, при необходимости, внести исправления.

    Как направить электронное извещение в страховую?

    Обратите внимание на обновленный пункт 3.8 Правил страхования:

    3.8. Уведомления о дорожно-транспортных происшествиях, составленные водителями — участниками дорожно-транспортного происшествия, оформленные в соответствии с пунктом 3.6 настоящих Правил, должны быть доставлены в кратчайшие сроки, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия, либо отправлены любым способом, предоставить подтверждение об отправке страховщику, застраховавшему гражданско-правовую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту жительства) или в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель-потерпевший вместе с другими участниками дорожно-транспортного происшествия подает страховщику свою форму отчета о дорожно-транспортном происшествии или заполненную форму отчета одновременно с подачей иска о страховом возмещении или прямом возмещении ущерба. Извещение о дорожно-транспортном происшествии со стороны водителя — автора повреждения может быть отправлено по факсу с одновременной отправкой оригинала заказным письмом на адрес страховщика, застраховавшего свою гражданско-правовую ответственность, или представителя страховщика, указанный в полисе обязательного страхования.

    3.8. Акты о дорожно-транспортных происшествиях, составленные водителями транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, оформленные на бумажном носителе в соответствии со статьей, застрахованной гражданско-правовой ответственностью водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (место) потерпевшего или лица Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие.

    Электронное уведомление, считается прямым страховщики, застраховавшие гражданско-правовую ответственность водителей транспортных средств, попавших в дорожно-транспортное происшествие, когда каждый из них получает отчет в специальном ПО о направлении электронного уведомления.

    Заполнив бумажное сообщение о дорожно-транспортном происшествии, заполнение электронного уведомления водителям автомобили, попавшие в ДТП информировать страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнить (составить) извещение о дорожно-транспортном происшествии любым доступным способом не позднее пяти рабочих дней.

    Затем в страховые компании автоматически отправляется электронное уведомление. Каждый из водителей должен получить в приложении отчет об успешной отгрузке.

    Однако это не означает, что взаимодействие со страховой компанией на этом заканчивается. Третий абзац пункта 3.8 гласит, что, несмотря на то, что уведомление уже было отправлено страховой компании в электронном виде, водители все равно должны уведомить страховую компанию о происшествии в течение 5 дней любыми доступными способами. То есть, например, можно позвонить по телефону.

    важно понимать, что, хотя водитель отправляет уведомление в электронном виде, ему все равно нужно будет обратиться в страховую компанию, чтобы предъявить документы (например, страховое возмещение), а также предоставить автомобиль для осмотра. Поэтому имеет смысл позвонить в страховую компанию, проинформировать сотрудников о факте ДТП и договориться о времени посещения.

    Как приложить электронное извещение к документам страховой?

    3.10. При подаче заявления о страховом возмещении или прямом возмещении ущерба потерпевший прилагает к заявлению:

  • уведомление о дорожно-транспортных происшествиях;
  • 3.10. При подаче иска о страховом возмещении или прямом возмещении ущерба потерпевший прилагает к иску следующие документы, в том числе подтверждающие наступление страхового случая:

  • уведомление о дорожно-транспортном происшествии если оформлено на бумаге;
  • В обновленном пункте 3.10 указано, что если уведомление оформлено в электронном виде, нет необходимости его распечатывать и отправлять вместе с остальными документами.

    Еще раз напоминаю, что в этой статье рассматриваются только самые важные изменения в Правилах страхования водителей. При желании вы можете самостоятельно изучить полный текст обновленного документа:

    Правила ОСАГО

    Что касается составления уведомления в электронном виде, то теперь эта процедура разрешена законом. Осталось только дождаться появления приложения, в котором эта функция будет реализована.

    Удачи на дорогах!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь на дороге - бесплатная консультация
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: